Лейла Намазова-Баранова: Доктор Спок выпустил джинна из бутылки

Вот такое удивительное совпадение: 2013 год - юбилейный для знаменитого американского педиатра доктора Бенджамина Спока и для самого известного российского детского врача Георгия Сперанского. Однако мир отмечает только Спока. Почему? Вопрос адресую президенту Европейской педиатрической ассоциации, заместителю директора Научного центра здоровья детей РАМН члену-корреспонденту РАМН Лейле Намазовой-Барановой.

Спок - педиатр, которого знают во всем мире. Его книги о воспитании малышей разошлись по разным странам миллионными тиражами. Он и сегодня так актуален?

Лейла Намазова-Баранова: Чтобы ответить на ваш вопрос, обратимся к истории и фактам. Итак, история. Ровно 110 лет назад, в 1903 году на свет появился Бенджамин Спок, человек, нет, педиатр, которого, вы правы, знают во всем мире. Хотя в начале своего жизненного пути он вовсе не собирался становиться врачом вообще, тем более детским: изучал в университете гуманитарные науки, а заодно совершенствовался в спорте. Он даже стал чемпионом Олимпийских игр по академической гребле. Но, видимо, где-то в глубине души что-то мешало ему наслаждаться написанием просто книг, а хотелось создать что-то действительно знаковое. А может, он был сильно не согласен с тем пуританским, чисто американским воспитанием, которое довлело над ним все годы его собственного детства. Авторитарная мать, жизнь по строгому расписанию, и обстановка, когда шаг влево или вправо приравнивался чуть ли не к измене Родине... И так захотелось всем доказать, что это плохой или просто устаревший подход к воспитанию детей! В общем, стал Бенджамин детским врачом, поработал немного в предвоенные и военные годы, а после войны издал свой знаменитый труд, практически сразу же ставший бестселлером: про уход за ребенком, про его воспитание.

Что же такое невероятное предложил доктор Спок своим читателям - родителям разных национальностей, - что вознесло его на вершину Олимпа для поклонения?

Лейла Намазова-Баранова: Представьте то время, когда его книга появилась. Чудесные послевоенные годы. Люди радуются окончанию ужасной войны, унесшей столько жизней, и ждут, что что-то в мироздании кардинально изменится. Люди хотят перемен, ведь они пережили самое ужасное - военное время, и они отныне достойны жить по-новому. Долой старые представления! Да здравствуют новации! Закончилась война, а потому можно, наконец, реализовать такие чисто человеческие мечты, как создание семьи, рождение детей. И вот на этом эмоциональном фоне появляется книга, главная рекомендация которой сводится к тому, что воспитание детей - это не тяжелый труд, требующий неукоснительного выполнения многих достаточно серьезных правил, а удовольствие! Что, воспитывая детей, можно, наконец, расслабиться и ориентироваться, в основном, на свои внутренние ощущения, а не на знания предшествующих поколений или мнение специалистов. В общем, доктор Спок предложил родителям полную свободу от всех известных правил, выпустив, как потом оказалось, нового джинна из бутылки...

В этом году 140 лет со дня рождения Георгия Несторовича Сперанского. Но эту дату, что обидно, празднуют только отечественные детские врачи.

Лейла Намазова-Баранова: Обидно - не то слово! Поистине, нет пророков в своем отечестве! Основоположник российской системы детского здравоохранения, автор множества книг - специальных образовательных брошюр для родителей, по какому-то странному стечению обстоятельств даже нашим родителям не известен. А ведь Спока правильнее называть американским Сперанским, но... Тут вступает в дело Политика.

Политика?

Лейла Намазова-Баранова: Именно она. Почему доктор Спок оказался желанным автором? Дважды выдвигавшийся на пост Президента США, причем не от какой-нибудь, а от народной партии, Бенджамин Спок был политически поддержан руководством Советского Союза. Поэтому его книги увидели свет и в СССР, и, в том числе, на русском языке. Поэтому тот, кого поддержала политическая власть Советского Союза, известен в нашей стране гораздо больше Георгия Несторовича, спасавшего малышей тогда, когда Бенджамин сам еще только появился на свет...

Так что за информация была представлена доктором Споком в его книгах, мгновенно исчезавших с полок магазинов?

Лейла Намазова-Баранова: Прежде всего, повторюсь, он пропагандировал в них свободу. Свободу от стереотипа "хороших" родителей, которые кормят ребенка по часам и вообще живут по строгому распорядку. А это было так созвучно лозунгам тогдашней Страны Советов про свободу от империализма и капитализма. Правильно ли это с современных позиций? И да, и нет. Да, кормление новорожденных в настоящее время действительно строится "по требованию", то есть кормят младенца тогда, когда он сам запросит, а не в фиксированные временные промежутки, как раньше. Но это не всю жизнь, а только в первые пары месяцев. А потом все тот же строгий распорядок. Проявление "свободного" образа жизни младенцев мы многократно наблюдали и наблюдаем. Идет какое-нибудь светское мероприятие, - выставка ли, дефиле ли, или просто вечеринка, и обязательно на нем будут пара "прогрессивных" родителей, которые таскают вместе с собой младенца, иногда нескольких недель от роду. И вот висит этот несчастный кукленыш, в каком-то полузабытьи, оглохший от громких звуков и подослепший от яркого света, и мечтает о покое. Как вы думаете, полезно это для ребенка? Безусловно, нет. Страдает его центральная нервная система, перенапрягаются органы чувств, присоединяются контакты с инфекционными агентами. Но родителям так удобно - они не хотят сидеть дома и ухаживать за ребенком, ведь это же так тяжело - "взращивать" здорового ребенка, на это нужны огромные усилия и фактически в некотором роде самопожертвование. Да, лишить себя какого-то удовольствия, но во благо ребенка. У кого-то перевешивают интересы ребенка, а у кого-то свои собственные. Вот как раз последний стереотип поведения и пропагандировал доктор Спок. Не отказывать себе во всем ради ребенка, а подстраивать его нужды к своим возможностям. Выросшая на этой философии молодежь быстро ответила старшему поколению тем же. И вот уже гремит в мире сексуальная революция 60-х, и дети-цветы, движение хиппи, как результат отказа в поведении от каких бы то ни было сдерживающих условий, заполняют улицы городов всего мира. И вот уже одряхлевшие, но от этого же не ставшие менее родными! родители сдаются в дома престарелых, потому что повзрослевшим детям тоже так удобнее...

А постулат доктора Спока о том, что грудное молоко не так уж важно?

Лейла Намазова-Баранова: ... И что можно вполне обойтись заменителем - так удобнее родителям. Это, безусловно, не может быть поддержано педиатрами. Грудное молоко было, есть и будет источником всего самого ценного для жизни грудного ребенка. Того, что есть не только в его питательных веществах, не только в его иммунных компонентах, но и в самой взаимосвязи матери и младенца. И нарушать эту невидимую пуповину в корне неправильно. Кстати, доказано: многие болезни, захлестнувшие сегодня человечество, - и ожирение, и гипертония, и диабет - чаще развиваются у тех, кто вскармливался искусственными смесями, чем у тех, кого кормили грудью мамочки...

К слову, в разные годы советы Бенджамина Спока были разными, он изменял свои взгляды на отдельные аспекты воспитания детей. Главным оппонентом Спока в нашей стране был доктор Леонид Рошаль. Что же касается Сперанского, то он к этому времени, к сожалению, был уже в весьма почтенном возрасте.

Кстати, и доктор Спок, и доктор Сперанский прожили почти по 100 лет...

Лейла Намазова-Баранова: Георгий Несторович дожил до 96, Бенджамин - до 94. Это еще раз говорит о целебной силе нашей замечательной профессии - педиатрии. Возможно, кто-то из читателей обвинит меня в излишней предвзятости по отношению к доктору Споку, что я занимаюсь критиканством, и не очень продуктивным. В ответ я предложу обратиться к примеру его собственной семьи. Не к той, где он рос и воспитывался, а к той, которую он создал сам. Его дети вспоминают об отце как об угрюмом и сложном человеке. Младший сын пишет о том, как боялся его все детство. С первой женой Бенджамин развелся... Ну и где собственный пример в деле воспитания по новой системе? Где результат тех чудесных подходов, которые так расписывались в его книгах? На деле реализовать все эти идеи, вероятно, не было столь легким делом.

Но надо отдать должное писательскому таланту Спока - читаются его книги легко.

Лейла Намазова-Баранова: Даже с упоением. В его книгах много и рассуждений на научные или околонаучные темы. Например, мне лично очень нравятся его разделы про транзакцию. Это, по сути, описание того, что в современной медицине называют эпигенетикой (серьезное воздействие, которое могут оказывать многие внешние факторы, изменяющее генетическую информацию). Очень убедительно и глубоко прописанная информация, которая полностью подтвердилась с позиций современных медицинских знаний. Не умаляя ни в коей мере заслуг Бенджамина Спока в создании универсально описанных новых подходов к воспитанию, хочется отметить, что и эта информация должна быть объективно оценена читателями, чтобы зерна в ней были отделены от плевел.

А в это время

2013-й - это еще и 250-летний юбилей Научного центра здоровья детей. История Центра тесно связана с именем все того же Сперанского - кумира отечественных педиатров. Это учреждение, возглавлявшееся, кроме него, многими выдающимися педиатрами, - флагман педиатрической науки, практики и преподавания. Традиции образования родителей были заложены именно в этом центре на заре ХХ века, и именно Г.Н. Сперанским. "И посмотрите, какая удивительная вещь получилась, - обращает внимание Лейла Намазова-Баранова. - В начале девяностых меня, как молодого врача, впервые выехавшего за рубеж для участия в европейском респираторном конгрессе, поразило, как много внимания уделяли в тогдашней Европе образованию пациентов (или их родителей, если речь шла о детях младше 14 лет). С того времени за рубежом во все схемы лечения пациентов, причем не только с респираторной патологией, в качестве одного из важнейших пунктов стали включать образование пациента. И мы, российские педиатры, включились в этот процесс. Мы стали организовывать астма- и аллергошколы, школы психосоматического здоровья и вакцинации, школы диабета, зоба и многие другие. Делалось у нас это тогда совершенно на благотворительной основе, так как не было такой медицинской "услуги", то есть деньги за это не были включены в оплату труда врачей. Лишь на заре двухтысячных, когда была обнародована истинная история Центра, мы все узнали о Сперанском, прочитали его книги для матерей и... удивились, как правильно все было сказано много-много лет назад в нашей собственной стране. И образовательная деятельность была тогда - в 20-30-40-е годы прошлого века - обязательной составляющей работы врача детской консультации (так тогда назывались детские поликлиники). Вот такие виражи истории. Увы, опять-таки идеи наши, исконно российские, как некое откровение вернулись к нам из-за границы... Поэтому сегодня профессиональная ассоциация детских врачей страны - Союз педиатров России - подготовила Энциклопедию для родителей. Наш, так сказать, ответ доктору Споку, и решила выложить на своем сайте в открытый доступ книги для мамочек, написанные Георгием Несторовичем Сперанским. Вот так!"

P.S.

Наша беседа проходила, можно сказать, под рубрикой "юбилей". Так откроем все карты: сегодня юбилей и у нашей собеседницы. Самым значимым подарком к этой дате, пожалуй, стало недавнее избрание Лейлы Намазовой-Барановой президентом Европейской ассоциации педиатров. Впервые президентом стала женщина. Но главное, впервые эту должность занял представитель нашей страны. Это очень значимо! Это международное признание авторитета российской педиатрической школы.

"РГ" поздравляет Лейлу Намазову-Баранову с юбилеем. Гордимся тем, что вы наш постоянный автор, эксперт. Здоровья, благополучия желаем вам и вашей семье.