Неделю назад прошла молниеносная проверка боеготовности войск, дислоцирующихся на Дальнем Востоке. И фактически сразу начались масштабные учения спецподразделений ГРУ на западном направлении. Правда, учения эти традиционно называются соревнованиями, участие в которых принимают все бригады спецназа ГРУ от Балтики до Тихого океана и от Северного флота до Черноморского.
Спецназ ГРУ претерпел многие преобразования во времена министра Сердюкова. Сейчас не совсем понятно, кто реально командует уникальнейшими бригадами спецразведки, и какие задачи перед ними стоят. Но то, что спецназ ГРУ в своей сути сохранился - это факт, не подлежащий сомнению.
Почти сорок лет назад возникло такое уникальное явление, как соревнования групп спецназначения. Первые прошли на базе бригады, расквартированной в Пскове, в далеком 1975 году. Тогда победила группа из ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии), которой командовал молодой лейтенант Владимир Квачков. Это было не удивительно, так как бригада спецразведки, находившаяся в распоряжении командования ГСВГ, усиленная псковской и эстонской бригадами ГРУ, должны были (и могли) в случае угрозы начала новой мировой войны парализовать все управление НАТО, предотвратить пуск оперативно-тактических ракет и взлет стратегических бомбардировщиков с ядерными боезарядами в сторону СССР.
Соревнования спецназа ГРУ сразу приобрели столь удивительную ауру, что даже разведчики, воевавшие в Афганистане, считали за честь участвовать в них, причем без всякой гарантии победы - хотя они-то воевали как бы по-настоящему. Все дело в "как бы". Спецназ ГРУ в Афганистане, потом в горячих точках СССР, потом на Северном Кавказе РФ показывал себя с лучшей стороны. Но при этом он выполнял совершенно не свойственные ему задачи. А исторически определенные задачи спецназа ГРУ отрабатывались только на соревнованиях.
Нынешние соревнования исключением не стали. Начались они без лишнего пиар-шума, что естественно для разведки, в понедельник 15 июля. Первые три дня шла проверка "школярских" навыков: работа с документами, умение быстро и качественно выходить на связь, подрывать различные инженерные сооружения, оказывать помощь раненым, бегать по тропе разведчика и преодолевать горную полосу препятствий. Тяжело, но выполнимо. Тем более все это проходило на территории хорошо обустроенного центра боевой подготовки.
В четверг, 18 июля, все разведгруппы десантировались в условный тыл врага парашютным способом. Прыжки прошли без замечаний и, главное, без ЧП. Группы ушли в тридцатикилометровый марш по азимутальным точкам на обычной карте (спутниковой навигацией пользоваться запрещалось в принципе). Задача, простейшая для туристов, для современных военных порой кажется невыполнимой. Примеры минувших двадцати лет показывают, что в НАТО топографическими картами пользоваться, похоже, разучились полностью.
Наши разведчики пока еще не разучились по "доисторическим" бумажным картам ходить, все в точку дислокации вышли. Но что им это стоило! Сразу после того, как были без проблем завершены парашютные прыжки, пошел проливной дождь. И не прекращался он почти трое суток.
Что за это время должны были сделать и сделали разведчики спецподразделений ГРУ? Они прошли под проливным дождем десятки километров (30 - по карте, минимум 40 - в реальности) по болотам и глухим лесам, при этом никак себя не выдавая. Затем они должны были найти замаскированный узел связи противника на площади в 200 квадратных километров. Под проливным дождем, никак себя не демаскируя. А наблюдение за группами велось очень тщательное, в том числе - при помощи беспилотников.
Потом под непрекращающимся дождем группы выходили к водной переправе, скрытно преодолевали ее и шли дальше. А дальше были остановка штабной машины и захват языка - задача сложнейшая. Потом отыскание тайника с припасами и, наконец, недолгий отдых - дневка.
Потом будет еще множество сложнейших заданий, среди которых - разведка наиболее важных объектов дислокации вероятного противника, преодоление минного поля, грамотно организованный огневой налет и еще более грамотный отход группы после выполнения главной задачи.
Трое суток разведчики мокли под проливным дождем. Лично я был на всех соревнованиях спецназа ГРУ с 1993 года. За двадцать лет такой специфической погоды не было ни разу. Можно сказать, просто так сложилось. У американцев, когда они воевали в Юго-Восточной Азии, бывало и хуже. Один из офицеров ГРУ, окончательно промокнув под дождем, вспомнил фильм "Форрест Гамп" - эпизод, когда слегка дебильный Гамп рассказывал случайному человеку о проливных дождях Вьетнама. Это уже потом общественность узнала, что "мочили" партизан Южного Вьетнама специалисты ЦРУ, специально вызывавшие проливные дожди. И даже армия США воспринимала это как капризы погоды. Климатическое оружие, работа над которым началась в ХХ веке, вполне возможно, уже перестало быть экзотикой и вошло в военный арсенал страны, считающей себя сверхдержавой.
Дождь шел без перерыва узкой полосой там, где проходили соревнования групп спецназначения ГРУ. Конечно, военные разведчики далеки от мыслей, что дожди были кознями американской системы HAARP. А вот стороннему наблюдателю такая версия не кажется такой уж невероятной. Хотя для разведчика плохая погода - как раз то, что надо. А при переправе вообще можно было не раздеваться - все равно одежда промокла до нитки. Интересно, где мембранно-нанотехнологичная ткань, из которой будто бы пошиты новые мундиры, ткань, которая в огне не горит, а капли дождя от нее отскакивают как горох от стенки?
В воскресенье в Псковской области дожди прекратились, выглянуло солнце. Значит, все у наших разведчиков будет хорошо!