Стартовала программа господдержки льготного автокредитования
Субсидии предоставляются по кредитам, соответствующим ряду требований. В частности, стоимость автомобиля не должна превышать 750 тысяч рублей, его масса - 3,5 тонны; автомобиль ранее не должен стоять на регистрационном учете, быть оформленным на физическое лицо и быть произведенным ранее, чем за год до даты выдачи кредита. Потенциальный покупатель должен внести предоплату за приобретаемый автомобиль - не менее 15% его стоимости. Срок действия кредитного договора - не более 36 месяцев.
По словам заместителя главы минпромторга Алексея Рахманова, если банк предоставляет кредит под 10-15%, то с учетом программы ставка должна снизиться примерно на 5%. Программа не будет убыточной, на каждый внесенный рубль планируется получить 1,5-2 рубля прибыли. Вполне возможно, что успешная реализация программы позволит нашей стране выйти на первое место в Европе по продажам автомобилей.
Эксперты считают запуск программы очень своевременным: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам первого полугодия 2013 года продажи легковых автомобилей и LCV упали на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,333 млн штук, при этом в июне падение составило 11% - до 241,3 тыс. штук. По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, очевидно, что в целом российский автомобильный рынок находится не в лучшей форме. "Сейчас вопрос заключается в том, сможет ли улучшиться ситуация на рынке во второй половине года. Шансы на это возросли после объявления планов правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля", - прокомментировал он данные Ассоциации. И вот планы начали осуществляться.
"Льготное автокредитование, конечно, поддержит рынок, - говорит Сергей Удалов, исполнительный директор агентства "Автостат". - Те люди, которые хотели купить автомобиль в кредит, начнут действовать с началом программы". Правда, значительного увеличения объемов продаж на рынке, по мнению Удалова, не последует, однако динамика падения рынка уменьшится.
Особенно важна программа льготного автокредитования для "АвтоВАЗа". Порог убыточности на этом предприятии составляет 240 тыс. автомобилей в год, если будет продаваться меньше, то предприятие будет работать в убыток.
"Для нас запуск новой программы, совпавший с началом продаж новой Lada Kalina, - это очень хорошо, - сообщили в компании "РБГ". - Во время действия программы автокредитования доля продаж в кредит по автомобилям Lada выросла с 10-15% в 2009 году до 30-45%. А по некоторым моделям, таким как Lada Kalina, например, в период наибольшей активности программы более 50% покупок совершалось в кредит. В частности, не в последнюю очередь по этой причине именно эти машины лидировали на авторынке России в 2010-2011 годах".
Оптимизм российских производителей разделяют эксперты The Boston Consulting Group. По их последнему прогнозу, российский авторынок до 2020 года будет расти в среднем примерно на 6% в год и достигнет уровня в 4,4 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, переместившись с седьмого на пятое место в мире. Программа господдержки автокредитования здесь, безусловно, сыграет свою роль.