Не прошу ни прокуратуру, ни Роспотребнадзор, ни министерство транспорта считать все вышеизложенное официальным обращением в компетентные органы. Тем более что веду речь о вещах, не укладывающихся в должностные инструкции: уверен, что у сотрудниц наземных служб нет экзамена на добросердечие. Да и у стюардесс его принимают не всегда. Мне не раз приходилось летать рейсами, на которых работали профессиональные сотрудницы, да к тому же еще и красавицы. У них прямо-таки спорилась их непростая воздушная работа. Единственной помехой, которая их сильно раздражала, были пассажиры, - они мешали делать все по правилам. Поэтому и пощады нам не было. Не буду называть компании, скажу только, что ни к "Аэрофлоту", ни к "Трансаэро" все вышеизложенное, пожалуй что, не относится. И дело вовсе не в авиации. Сколько я видал на своем веку врачей, которые были оскорблены самой необходимостью лечить больных, и педагогов, с глубинной неприязнью к детям, требующим простого человеческого участия.
Когда сталкиваешься с такой - внешне немотивированной - ненавистью ко всему живому, то всякий раз хочется понять, - отчего это происходит. Понятно, бывают критические дни, когда физиология расшатывает душевное и духовное равновесие, - но они, как правило, кратки. Впрочем, чистая физиология тоже не всевластна. Вероятнее всего, что здесь мы сталкиваемся с неким существенным дефектом общественного воспитания, который - помимо сугубо индивидуальных качеств человека - помножен на ложный синдром социального неуспеха.
Полвека тому назад, в пору острейшей, как тогда казалось, дискуссии о "физиках и лириках", "Комсомольская правда" напечатала интервью с великим советским ученым-ядерщиком Петром Капицей. На всю жизнь я запомнил его слова о том, что дело не в профессиональном выборе человека, а в том, чтобы, сделав свой выбор, он чувствовал себя счастливым. То есть жил в ладу с самим собой, понимая ценность каждой минуты собственного бытия. Как ни покажется парадоксальным, такой подход к жизни, которые многие сочтут минималистским, требует определенного душевного и интеллектуального развития, внутренней гармонии, - их прежде во многом давала средняя школа. Школа моей юности готовила не к поступлению в вуз, а к вступлению в жизнь. Поверьте, жизненные экзамены можно выдержать и без университетского образования. Из моего школьного выпуска 1966 года чуть более трети моих одноклассников отправились поступать в высшие учебные заведения. Остальные неплохо обустроились и без институтских знаний. И не чувствовали себя обездоленными, стали уважаемыми и самодостаточными членами общества. Вполне устойчивыми к тем историческим разломам, что пережила наша страна на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Для такого - осмысленного и эмоционально богатого - отношения к жизни, безусловно, необходимо чувство защищенности и социальной справедливости. То есть человеку важно понимать, что на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился, ему гарантированы все права уважаемого члена общества. И что за труд, которым он (она) занимается, можно получить достойную зарплату, то есть такие деньги, на которые вполне реально завести семью и содержать ее не впроголодь.
Общество, главной ценностью которого становится успех любой ценой, не способно обеспечить социального равновесия. Если каждый чистильщик сапог живет только для того, чтобы стать президентом страны, - а именно в этом заключена "американская мечта", - то есть опасность, что нация окажется в грязной обуви. Не всем дано быть успешными банкирами, преуспевающими бандитами или нобелевскими лауреатами, - подавляющее большинство граждан планеты живет совсем иной жизнью и занимается другими делами. Но это не должно становиться для них социально-психологической катастрофой. Не должно разрушать их самодостаточность и самоуважение. При сегодняшних этических установках нашего общества у меня нет сомнений, что мы добьемся спортивных успехов на зимней Олимпиаде в Сочи, но есть сильная неуверенность в том, что нам удастся создать команду из улыбчивых и доброжелательных электриков, сантехников, сборщиков мусора и официантов.
Понятно, что современное постиндустриальное общество декларирует лишь равенство возможностей для своих граждан, но вовсе не равенство людей. Хотим мы того или не хотим, люди приходят на этот свет не равными. И добиваются разных результатов в этой жизни. Важно только, чтобы социальное неравенство было справедливым и понятным для каждого. Чтобы неравенство людей не мешало им жить счастливо и достойно. И тогда в голосах, которые звучат вокруг каждого из нас, не будет ненависти друг к другу. Прекраснодушная картина, не скрою, но все же, при определенных усилиях, она вполне способна стать реальностью.