"РГ" выяснила, что в Сибири мешает заправлять транспорт биотопливом

Три крупнейших города Сибири сегодня столкнулись с теми же проблемами, что и столичные Москва и Санкт-Петербург, - многокилометровые пробки не только парализуют движение, но и серьезно ухудшают экологическую обстановку. Рядовые автолюбители в отсутствие экономических стимулов к использованию экологически чистого транспорта пересаживаться на электромобили не спешат. Но власти, по крайней мере, могут перевести на экологически чистое топливо муниципальный пассажирский транспорт. Почему этого до сих пор не произошло, выясняли корреспонденты "РГ".

Где заправки?

На минувшей неделе губернатор Красноярского края Лев Кузнецов на заседании регионального экологического совета заявил, что экологическая обстановка в краевом центре ухудшается исключительно из-за роста атмосферных выбросов автотранспорта.

- За последние семь-восемь лет выбросы от передвижных источников выросли более чем в два раза. В Красноярске уникальная ситуация - выбросы от предприятий сократились на сорок процентов, а от автомобилей - увеличились на столько же, и сегодня пропорция примерно пятьдесят на пятьдесят, - заметил Лев Кузнецов.

Министр природных ресурсов региона Елена Вавилова предложила до конца этого года совместно с мэрией Красноярска разработать для города трехлетний план по поэтапному переводу муниципального общественного транспорта на газ и топливо классов "Евро 4" и "Евро 5".

Со стороны присутствующего на заседании главы Красноярска Эдхама Акбулатова это предложение встретило полную поддержку.

- Внедрение экологичных марок бензина, переход на газ, газомоторное топливо - видимо, тот проект, который уже назрел. Безусловно, это непросто, наш регион не газифицирован, в связи c чем есть дополнительные сложности в реализации данного проекта, - заметил Акбулатов.

Напомним, что проекты и планы газификации автотранспорта в Красноярском крае обсуждали не единожды. Это происходило и 1990-е, и в 2000-е годы, причем привлекался весомый административный ресурс - так, лет пятнадцать назад перевести на газовое топливо собирались в первую очередь муниципальный транспорт краевого центра - в том числе машины коммунальных служб, скорой помощи и так далее. Это было вполне логично - немалую часть автопарка крупных предприятий в то время составляли бензиновые ЗИЛы и ГАЗы, чей перевод на газ был совершенно оправдан. Но в итоге эти планы по разным причинам остались нереализованными - на газомоторное топливо были переведены только "пазики" частных автоперевозчиков, некоторые служебные "газели" и "волги".

Таким образом, вскрылся главный тормоз процесса газификации красноярского транспорта - отсутствие развитой системы автогазозаправочных станций (АГЗС). А доставка газомоторного топлива из нефтегазоперерабатывающих заводов происходит не всегда ритмично - иногда газ на заправках невозможно найти. Впрочем, Лев Кузнецов заверил, что эта ситуация поправима.

- В рамках Петербургского экономического форума мною было подписано соглашение с "Роснефтью", согласно которому компания взяла на себя обязательства - обеспечить край газомоторным топливом и строить специальные автозаправочные станции.

Десяток за три года

Развитие экономичного, экологически чистого транспорта власти Новосибирска тоже связывают с выведением на регулярные маршруты автобусов с двигателями, работающими на компримированном природном газе.

Как рассказали специалисты, муниципальное предприятие Новосибирска "ПАТП N 4" совместно с представителями компании "НефАЗ" провели опытную эксплуатацию газомоторного автобуса "НафАЗ-5299-30-31". Подтвердилось, что его технико-эксплуатационные показатели позволяют использовать машину в регулярных пассажирских перевозках. Снижение затрат, в сравнении с дизельным аналогом, составило 369 рублей на каждые сто километров пробега. В 2014-м мэрия планирует купить три таких автобуса, а в 2015 и 2016 годах - еще по шесть.

Газ стоит вдвое меньше традиционного топлива - это ни у кого не вызывает сомнения. Не исключено, что благодаря этому проезд в общественном транс-порте может подешеветь. Однако для массового внедрения газомоторных автобусов существует ряд сдерживающих факторов. Как считает заместитель мэра Новосибирска Валерий Жарков, основной из них - недостаточно развитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории города.

- Мэрия ведет работу с "Газпромом", в результате выделено два земельных участка под строительство станций, - сообщил Жарков.

Кроме того, муниципалитет подал заявку в правительство России на субсидирование в 2014-2016 годах закупки подвижного состава городского пассажирского транспорта, в том числе - газомоторных автобусов.

Сейчас в областном центре работает две АГЗС - на улицах Станционной и Бородина, на которых заправляется около ста единиц общественного транс-порта, хотя их возможности гораздо больше. В 2014-2015 годах в городе запланировано построить еще две газонаполнительные станции - на Гусинобродском шоссе и улице Твардовского. В свою очередь, областные власти намерены открыть такие заправки на федеральных трассах - в районе Барабинска, Черепаново, Тогучина, в направлении Кемерова и Томска.

В то же время, как отмечают специалисты, перевод общественного транспорта на газ тормозит не только отсутствие должного числа АГЗС, но и дороговизна пере-оборудования дизельного двигателя под использование газа. В среднем частному перевозчику это обойдется в сто тысяч рублей.

Помимо этого, износ подвижного состава в Новосибирской области сегодня приближается к семидесяти процентам, и многие перевозчики просто не видят смысла модернизировать старые автобусы. В городском управлении пассажирских перевозок также считают нецелесообразным переоборудовать старые модели автобусов, работающие на бензине. Основной упор здесь планируют сделать на обновление подвижного состава, уже оборудованного под использование газового топлива.

Еще одна проблема, которая может возникнуть при переводе пассажирского транспорта на газ, - обеспечение безопасности. Для решения этой задачи необходим комплекс мероприятий, считают в профильных ведомствах.

Горючее и слезы

Омский пассажирский транспорт состоит из автобусов, в подавляющем большинстве работающих на дизельном топливе. Власти понимают, что перевод автопарка на газ позволит на шестьдесят-семьдесят процентов сократить затраты на горючее, а значит - снизит себестоимость перевозок и уровень загазованности магистралей. Однако процесс тормозит ряд объективных причин. Одна из них - особенности дизельных двигателей, которыми оснащены муниципальные автобусы. Перевести их на газовое топливо не позволяет конструкция, сообщили в городском департаменте транспорта.

Помимо этого, экономисты видят и другие минусы нововведений. В их числе - вероятные проблемы с пуском работающего на газе двигателя в условиях сибирской зимы. Плюс трудоемкость обслуживания и ремонта такого оборудования, а также повышенные меры пожарной безопасности, требующей установки новых систем вентиляции и специализированных постов, увеличения проемов гаражных боксов и возведения легко демонтируемых ограждений. Так, все эти плюсы выливаются в огромный минус для скромного городского бюджета. К тому же эти затраты вряд ли окупятся.

Кроме того, приобретать новые автобусы с газовыми двигателями городские транспортники пока не торопятся еще по одной веской причине. Дело в том, что для обслуживания таких машин нет достаточной инфраструктуры. В Омске отсутствует сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. И пока она не создана, обновлять парк нет никакого смысла, полагают специалисты.

Сейчас власти ломают голову, как исправить ситуацию. В частности, прорабатывают возможность включения региона в федеральную программу субсидирования покупки автобусов на газомоторном топливе, а также ведут активные переговоры с потенциальным инвестором, готовым финансировать строительство в Омской области пяти комплексов для заправки автотранспорта природным газом.

Совместно с мэрией региональный минстрой уже определил возможные места дислокации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций - на Сыропятском тракте, улицах Волгоградской и Луговой. К 2015 году предполагается построить первые две заправки.