Переселения из полуразрушенного барака, более известного в Омске, как дом-призрак, омичка Маргарита Чиркова добивалась на протяжении 40 лет. В июне прошлого года, после публикаций в "РГ" на ее защиту наконец-то встали надзорные и судебные органы. Центральный районный суд обязал мэрию предоставить пенсионерке и ее близким благоустроенное жилье в черте города, соответствующее санитарным и техническим нормам. Однако, прошло более года, а Чирковы так и не справили долгожданное новоселье. Исполнять решение суда чиновники не торопятся. Побудить их сделать то, что положено по закону, не могут даже судебные приставы.
Ордер на комнату в бараке №4 по улице 27 Линия Маргарита Чиркова заработала несколько десятков лет тому назад - на строительстве домов для современного Омска. Наравне с мужиками таскала бетон. Угол в сталинской бытовке девушке дали как временное пристанище. Тогда она и предположить не могла, что проживет в продуваемом всеми ветрами шлакоблоке всю жизнь. Выйдет замуж, появятся дети, потом внуки, придет старость, а злополучный барак так и будет стоять на окраине Омска, как заколдованный. Чирковы и их соседи и впрямь искренне верят в то, что они живут в мистическом месте. И их можно понять. Ведь иначе как чертовщиной, все, что происходит с жильцами барака на протяжении нескольких десятилетий, не объяснишь.
К примеру, когда еще в 1986 году молодая семья Чирковых с малышом на руках пришла узнавать, как продвигается их очередь на жилье, чиновники долго удивлялись. Как оказалось, по всем документам барак числился давно снесенным, а жильцы благополучно переехавшими. Это сложно представить, но соседям в суде пришлось доказывать, что их дом действительно существует. Только после этого им начали выдавать продукты по талонам и поставили на коммунальное обслуживание.
Потом номер очереди Чирковых непостижимым образом начал двигаться в обратную сторону. Еще в 1986 году семья была 427-ой в списках на расселение, а в 2003 году оказалась уже 1359-ой. В 2009 году очередь Чирковых и вовсе "продвинулась" аж до 2173 номера. Фантастика!
Затем, по данным прокуратуры, администрация в отсутствии законных оснований трижды переносила установленные сроки сноса и расселения жилого дома по 27-Линии. Тем временем в бараке окончательно прогнили полы, отсырели стены и разрушилась проводка. Но даже после того, как прошлой весной здесь обвалилась часть потолочного перекрытия, чиновники продолжали делать вид, что не замечают дом-призрак.
- Инженеры, проводящие техническое обследование, выдали заключение, что кровля может обвалиться в любую минуту, - рассказывает Маргарита Александровна.
Однако ремонтировать прогнившую крышу коммунальщики отказались. Прислали письмо, в котором объяснили, что вкладывать деньги в подлежащий сносу дом считают нецелесообразным. А после того, как в прошлом году суд обязал мэрию переселить бедолаг, жилищники и вовсе стали делать вид, что злополучного барака не существует. К примеру, мусор со двора здесь не вывозится более года! Обратить внимание городских властей на кучи нечистот у дома не получается даже у экологов. На днях природоохранный прокурор был вынужден пойти в суд с требованием убрать помойку на улице, которую чиновники не замечают, по всей видимости вместе с бараком. Об этом стыдно говорить, но из-за проблем с канализацией местные жители вынуждены справлять нужду на открытом воздухе.
Судебные приставы не отрицают, что городская администрация упорно не выполняет решение суда. Однако утверждают, что у мэрии есть для этого уважительные причины. По данным департамента городской жилищной политики у них накопилось уже более 200 аналогичных судебных решений. Проблема дескать в том, что нет финансирования, а собственный бюджет слишком скуден.
- Выделение денежных средств на переселение граждан из жилого дома 4 по улице 27 Линия запланировано в 2014 году, максимальная дата окончания переселения - 31 декабря 2015 года, -сообщили "РГ" в УФССП России по Омской области.
Чирковой говорят - вы же терпели более 40 лет, ну что вам стоит потерпеть еще 2-3 года. Поймите, раньше денег все равно не будет.
Пенсионерка, которая в отсыревшей квартире заработала астму и сахарный диабет и потеряла руку, все понимает. Однако Чиркова никак не может взять в толк, почему, когда дело касается долгов простых граждан, судебные приставы тут же арестовывают не только автомобили и дорогую технику, но и породистых собак и кошек. Неужели с администрации взыскать совершенно нечего? Особенно когда городские чиновники легко находят 6 миллионов рублей за несколько передач о своей деятельности или 11 миллионов рублей на покупку новеньких машин для департаментов?
Жалобой Чирковой на злоумышленное неисполнение судебного решения уже занимается прокуратура.
- Мы проверяем ,какие меры были предприняты судебными приставами, - говорит старший помощник прокурора города Омска Сергей Ковалев. - При наличии оснований, мэрия будет привлечена к административной ответственности.
Александр Желещиков, адвокат:
- Маргарита Чиркова абсолютно права. Весь цинизм ситуации заключается в том, что должником является госструктура. Если бы речь шла о простом гражданине, то с ним, действительно, не стали бы церемонится. Между тем, решение суда, вступившее в законную силу, выносится от имени РФ и обязательно для исполнения всеми должностными лицами. Действия любого должностного лица, которые направлены на противодействие исполнению решения суда, тем более, если это лицо является должником, подпадают под действие уголовного законодательства и квалифицируются как "злостное уклонение от исполнения решения суда". Судебные приставы обязаны осуществлять весь комплекс мер, направленный на принудительное исполнение решений суда, при необходимости вплоть до возбуждения уголовного дела.