А цель вчерашнего "круглого стола", по словам главы комитета Елены Мизулиной, - посоветоваться, как сделать Интернет безопасным для детей. Речь шла о локальной проблеме - нецензурной брани на сайтах и в блогах. И теперь трудно ограждать от нее детей, объяснять им, что ругаться матом неприлично, сожалела Елена Мизулина. В интернет-сообществе ссылаются на анонимных пользователей, которых якобы "трудно призвать к ответственности". "Однако благодаря Сноудену мы узнали, что никакой анонимности на самом деле в Интернете нет", - заметила Мизулина. А значит, по ее мнению, проблема решаема, избежать нецензурной брани в Сети можно и законодатели готовы помочь этому правовыми нормами. Возможно, предположила Мизулина, нужна и специальная национальная программа по защите детей в Интернете. Нужны какие-то фильтры, но не домашние, которые быстро устаревают, а общие, которые сделали бы "взрослые" сайты недоступными для детей. "Если бы в интернет-индустрии была бы саморегуляция и нашлись бы формы, приемлемые для детей", то, наверное, не потребовалось решать вопрос на законодательном уровне, полагает сенатор Руслан Гаттаров. Он вспомнил, как вводили Интернет в школах. Предполагалось, что контент будет фильтроваться. Поначалу так и было. Но теперь никакой фильтрации нет. "Директора школ оставлены один на один с проблемами фильтров. Системной поддержки нет", - констатировал Гаттаров, заметив, что дети научились уходить на взрослые серверы, и из миллиона запросов школьников в Интернете три - пять процентов - это матерные слова, а пятьдесят процентов связаны с порно.
Исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов убежден, что надо фильтровать интернет-пространство ради того, чтобы дети росли нравственными людьми. И технические возможности фильтровать мат в сетях есть. Однако нужно договориться и с иностранными интернет-компаниями, чтобы общие правила действовали и для них. Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов объяснил, почему депутаты так боятся нецензурной брани в Интернете - "с мата начинаются конфликты". Однако он считает, что "навешивать" сразу разного рода ограничения на интернет-компании нельзя, поэтому надо последовательно рассчитать шаги, определить "дорожную карту", как двигаться к очищению Интернета, учитывая и возможные потери, которые может понести бизнес, и заинтересованность интернет-сообщества в том, чтобы пространство было максимально свободным. А школьникам открыть дорогу в "белый Интернет". Вооружить их гаджетами, в который вместить все учебники. Конечно, это еще не гарантирует, что дети не залезут и в "грязный Интернет", но все же гарантий, что они не станут делать это, будет больше. Представители интернет-сообщества тем не менее настаивали на том, что мат в сети отфильтровать невозможно, рухнет вся система. К тому же нужен и четкий словарь, какие слова считать недопустимыми и вычищать. К тому же автофильтр может не понять многозначности языка. Тем не менее родителям был обещан специальный портал, где они могут узнать, как защитить детей от "грязного Интернета". Первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина предложила распространить на Интернет правила, которые действуют в реальной жизни, где от использования мата людей удерживают законодательные нормы - статьи о клевете и оскорблении.
"Мы, наверное, должны прежде всего заботиться о том, чтобы воспитывать детей с самого начала. Воспитанные люди, обнаруживая нецензурную лексику, либо проигнорируют ее, либо уйдут сразу. Надо воспитывать людей, детей", - заявил замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов, заметив, что в основном мат встречается в комментариях к публикациям в сетевых изданиях или блогах отдельных интернет-пользователей. По его словам, всего шесть протоколов об административных правонарушениях было составлено с начала действия закона о запрете мата в СМИ. С момента вступления в силу закона ведомство приняло 22 решения о вынесении письменного предупреждения средствам массовой информации и получило 176 обращений о редактировании комментариев читателей. "Эти 176 случаев обращений приводят к тому, что комментарии с нецензурной бранью убираются. Я считаю, что СМИ и раньше соблюдали правила приличия и сейчас ведут себя прилично", - признал Ксензов.