По словам начальника диагностического комплекса Михаила Старостина, в поезде собрано три средства диагностики: положение путей, дефектоскопия рельса и измерение габаритов тоннеля. Кроме того, на вагоне, в котором сконцентрировано все оборудование, установлено восемь внешних видеокамер, позволяющих проводить визуальные наблюдения.
До появления этого нового комплекса аналогичные проверки выполнялись тремя разными поездами. Покупка нового, стоимостью примерно 85 миллионов рублей, приурочена к увеличению к 2020 году протяженности линий столичного метро на 150 км. Кроме того, предполагается, что будет куплен еще один такой же диагностический состав.
Диагностический поезд состоит из нескольких обычных вагонов и вагона с оборудованием. Один его к головному вагону прицеплять нельзя - с него снята часть обычного оборудования, например, тормозного, и в целях безопасности его можно использовать только в составе поезда.
Чтобы проверить на предмет возможных повреждений целую линию, составу достаточно двух-трех часов работы - он выполняет исследования на скорости 55-60 км в час.
Предполагается, что новым поездом будут проверять каждую линию раз в месяц.