Владимир Путин призвал пресекать коррупцию при строительстве дорог
Вопрос принципиально важен не только для жителей столичного региона. Здесь проходят основные пассажирские и грузовые потоки страны, пояснил глава государства. Автодорог в Московской области в 4 раза меньше, чем в Европе, а автомобилей примерно столько же. За 10 лет легковушек только в столице стало больше в 1,6 раза, в Подмосковье - в 2,9, а число грузовиков в Москве и области увеличилось в 2,6 раза.
"Сделано уже немало", - оценил президент. Рекордными темпами расширяется сеть метрополитена, обновляются железнодорожные вокзалы столицы, развивается пригородное сообщение, большое внимание уделяется общественному транспорту, модернизируются аэропорты и строятся развязки.
Решение транспортных проблем в Центральном регионе должно быть комплексным и скоординированным, подчеркнул Путин. "По-другому работу выстроить не удастся", - предупредил он. Нужна согласованная работа регионов, поддержка федерального центра, широкое использование механизмов государственного и частного партнерства. "Все наши инициативы должны быть подкреплены соответствующими ресурсами, - добавил президент. - Только тогда можно добиться кардинального изменения ситуации к лучшему".
"Основной критерий - социальное самочувствие граждан, - пояснил Путин. - Здесь еще далеко до благополучия". Главная задача - эффективная интеграция различных видов транспорта, развитие сети автодорог, в том числе строительство новых путепроводов.
Наиболее чувствительный вопрос - автодороги, считает глава государства. "Люди справедливо говорят о высокой загруженности наземного транспорта", - заметил он.
"Сегодня МКАД - не столько городская трасса, а единственно возможный транзитный маршрут огромного количества грузовиков... Чтобы разгрузить ее, был предложен проект Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД)", - напомнил президент. К 2018 году она должна стать современной, удобной транспортной магистралью. Ее протяженность составит свыше 500 км, расчетная скорость движения - около 140 км/час, пройдет она на расстоянии 30-50 км от Москвы.
На Петербургском международном экономическом форуме глава государства не случайно включил строительство ЦКАД в тройку масштабных инфраструктурных проектов, на которые можно направить средства Фонда национального благосостояния в объеме 450 млрд рублей. Вчера он предложил обсудить механизмы участия государства и частных инвесторов, уделив особое внимание организации выкупа земель. "Необходимо жестко пресекать любые спекуляции и коррупционные схемы, попытки раздуть смету и "под шумок" нажиться на перепродаже земли", - предостерег президент. Также нужно минимизировать ценовые риски.
Трассу ЦКАД предлагается поделить на участки, чтобы ускорить проектирование и привлечь инвесторов. Президент рассчитывает, что "Автодор" и региональные власти найдут здесь взаимопонимание.
При этом плата за проезд должна быть доступна для граждан и необременительна для участников коммерческой деятельности, быть стабильной и предсказуемой, указал глава государства. Это касается и пригородных железнодорожных перевозок.
Проект развития пригородного сообщения Путин вообще попросил считать приоритетным. Ведь прямо или косвенно железнодорожный транспорт затрагивает более четверти населения страны. "Электричками пользуются самые широкие слои населения, прежде всего работающие, студенты, пенсионеры. Как правило, это люди с невысокими доходами", - подчеркнул он.
Глава государства также напомнил, что нужно строить современные путепроводы, чтобы не скапливались машины на переездах. И обязательно нужно сохранить федеральное субсидирование. Его выделили в период кризиса, чтобы потом передать на региональный уровень. Нужно убедиться, что на местах есть эти средства, и зафиксировать, что они выделяются именно на эти цели, объяснил президент.
Сколько бы дорог ни строили, если все будут перемещаться на машинах, а их более 10 млн в регионе, то с этим потоком трассы не справятся, считает врио мэра Москвы Сергей Собянин. "Единственный вариант - развивать общественный транспорт", - убежден он. Собянин поддержал президента по вопросу субсидирования, попросил рассматривать сроки реконструкции вылетных трасс в увязке со строительством ЦКАД (иначе "магистраль повиснет в воздухе") и предложил создать комиссию, которая хотя бы раз в год обсуждала бы все эти вопросы. "Так и сделаем: комиссия, или по-другому будет называться, неважно, но раз в полгода будем возвращаться к этой теме", - кивнул Путин.
Глава государства также поинтересовался инвестиционной привлекательностью проекта. Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев оценил этот потенциал крайне высоко. Он сообщил, что участвовать готовы два ведущих международных суверенных фонда. "Мы готовы инвестировать до 60 млрд рублей", - добавил он.
Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев назвал эти цифры минимальными. "Мне кажется, есть возможность большего привлечения средств инвесторов, а следовательно, мы можем рассматривать экономию бюджетных средств", - полагает он. Экономия может составить до 91 млрд рублей.
Министерство транспорта России предлагает направить на проект 150 млрд рублей из ФНБ и 74 млрд рублей из госказны, пояснил министр транспорта Максим Соколов.
Конфликтных ситуаций, связанных с недовольством граждан при строительстве, власти не прогнозируют. Реконструкция пригородных железных дорог идет в действующих коридорах. "Что касается ЦКАД, то там плотность населения минимальная", - пояснил Собянин журналистам. В отношении радиальных направлений, не исключил врио мэра Москвы, возможно "захватывание" каких-то объектов. "В любом случае, при изъятии жилой и коммерческой недвижимости проводится коммерческая оценка", - уточнил он.
Собянин также сообщил, что вся недвижимость, принадлежащая ему и его семье, задекларирована. "Все задекларировано столько лет уже, никто ничего не скрывает. Семь лет находится в декларации, поэтому все остальное - спекуляции", - прокомментировал он заявления оппозиции по поводу квартиры в центре Москвы.