Такие карты не только помогают ориентироваться на местности, но и решают много других задач, в том числе экономических. Каких именно, "РБГ" рассказал вице-президент Google по геопродуктам Брайан Макклендон.
- Можно ли оценить экономический эффект, который уже дало использование геосервисов?
- Суммарный экономический эффект от их применения, по нашим подсчетам, составляет на сегодня от 150 до 170 млрд долларов. Я говорю сейчас не столько об отрасли, которая занимается выпуском навигаторов, хотя и ее прибыли весьма солидны. Имеются в виду вещи иного порядка: экономия на топливе, уменьшение затрат рабочего времени, возможность более оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях, а также инновационные решения в географических системах и возможность с помощью наших технологий обработать за короткое время огромные объемы информации. Почти три четверти населения планеты сейчас пользуются геосервисами Google, и это далеко не предел.
- Но как при этом добиться, чтобы количество сервисов переходило в качество?
- Согласен, что нужно смещать акцент с количества на качество. Благодаря Google сейчас доступны карты почти двух сотен стран, однако стопроцентное географическое покрытие мы обеспечиваем не везде. Глубина детализации различна, и для нас очень важно ее улучшить. И Россия для нас - один из приоритетов. За последние полгода мы добавили в систему 100 подробных карт российских городов, а в двухстах городах - Панорамы улиц. Всего же сейчас Google располагает картами более 275 населенных пунктов РФ. То есть покрывает большинство территории России и теперь может сосредоточиться на повышении качества уже имеющихся карт.
- Какие геосервисы в России особенно востребованы?
- Очень хорошие перспективы у панорамных видов улиц. Это прекрасная возможность посетить места, где ты еще не был, и заранее сориентироваться на местности. Или наоборот - бывает, что человек переехал в большой город, но скучает по родным краям и пытается вернуться туда хотя бы взглядом. Кроме того, для российского рынка крайне актуальны сервисы, позволяющие отслеживать дорожный трафик, и системы навигации. Дорожное движение в России, и особенно в Москве, очень непростое. Поэтому наша задача - помочь людям добраться из точки А в точку В тем способом или тем транспортом, который для них удобнее всего. Не только на автомобиле, но и на общественном транспорте или пешком. И возвращаясь к вашему вопросу об экономическом эффекте от применения геосервисов, могу сказать, что для России он может стать гораздо большим, чем для некой "средней" умозрительной европейской страны. Просто потому, что у вас огромные расстояния, большая протяженность дорог и при этом в сельской местности очень низкая плотность населения. При построении логистических схем существенного экономического эффекта помогут добиться качественные картографические продукты, дополненные хорошей аналитикой.
- Однажды на карте Google (опция "фото со спутника") я увидела свою собственную машину, припаркованную на дачном участке. Невелика тайна, конечно. Но ведь подобные снимки можно сделать и на секретных объектах. Случалось ли вам вступать в споры с нашими силовыми структурами по таким поводам?
- Свои панорамы мы всегда согласовываем в каждой стране с органами, выдающими соответствующие разрешения. Если какие-то объекты снимать запрещено, мы этого не делаем, даже когда доступ к ним не перекрыт. На улицу заехать можно, а объект фотографировать нельзя - значит, мы соблюдаем этот запрет. Видимо, поэтому в отношении панорам улиц проблем у нас не возникало и жалоб не было. Кроме того, у нас есть отдельная служба, которая работает с картографическими компаниями, предоставляющими нам данные. Они сами получают все необходимые разрешения.
- Геосервисы могут стать просто бесценными в моменты чрезвычайных ситуаций. Какие разработки вы ведете на этот случай?
- Помощь населению во время аварий или природных катаклизмов мы выделили в особое направление деятельности. У нас есть специальная команда, которая отслеживает все случаи ЧП. И что бы ни случилось, хоть землетрясение в Новой Зеландии, хоть торнадо в США, ее задача - обеспечить поступление картографической информации по этому региону максимально качественно, с наибольшей скоростью и в лучшем разрешении. Плюс к тому мы совершенствуем систему аналитики. Например, в момент зарождения торнадо мы будем подтягивать архивные фото других смерчей в тех же местах, чтобы люди смогли оценить степень риска и эффект от работы спасательных служб. Есть и еще один инструмент для поиска людей - people finder. В общей неразберихе (например, при эвакуации) он позволяет найти своих близких и сильно снизить уровень тревоги и паники.
- Но для этого надо как минимум, чтобы работали телефоны и Интернет...
- Конечно, нельзя автоматизировать все. Но мы пытаемся сопоставлять запросы ищущих и нашедших и сводить их в единую базу данных. И не замыкаться на одной только технике. Очень важен и "человеческий фактор". Лучше всего эта система сработала во время недавних событий на АЭС в Фукусиме. Люди искали своих родственников, проживавших в непосредственной близости от станции. А в убежищах вывешивали списки беженцев, и мы сопоставляли их с запросами. Причем сначала эти перечни фамилий просто писали мелом на грифельных досках у входа. Кто-то фотографировал эти доски, и так как автоматическое распознание текста наладить было нельзя, энное количество добровольцев перебивали имена с таких фотографий в общую базу данных. В таких ситуациях вообще приходится использовать любые средства, даже совсем не высокотехнологичные. В условиях ЧП, когда люди оказываются без мобильной связи и Интернета, помочь может все.
- У каждой медали есть и оборотная сторона. Некоторых людей пугает перспектива оказаться "под плотным колпаком" и быть найденным в любую минуту в любом месте. Как решаются в системах геосервисов проблемы личной безопасности и неприкосновенности частной жизни граждан?
- Мы с большим уважением относимся к системе защиты личных данных. Поэтому, например, при создании наших панорам мы обрабатываем все материалы и фото при помощи программы, которая "замазывает" и делает неразличимыми лица людей и номера их машин. Есть и другие инструменты защиты, и мы их намерены постоянно совершенствовать.
- Не так давно Google приобрел израильскую компанию Waze, которая специализируется на создании навигационных систем и оповещении людей о проблемах с дорожным трафиком в режиме реального времени. Какие усовершенствования это позволит внести в карты Google, какие появятся в них новые "фишки"?
- Особые "фишки" мне с ходу в голову не приходят. Вообще для нас гораздо важнее само качество информации и скорость предоставления данных. Что касается Waze, то эта компания придумала, как стимулировать людей к тому, чтобы делиться полезной информаций о поездках по городу со своими знакомыми и вовремя предупреждать их о дорожных проблемах. Информацию здесь надо собирать очень быстро, и Waze смогла добиться максимальной точности навигации в условиях напряженного трафика. Кроме того, она совместила механизм скоростного оповещения пользователей и встроенный анализатор, который собирает историю ваших поездок. В итоге, например, вы садитесь за руль, чтобы ехать на работу и по пути завезти ребенка в школу, а программа предупреждает, что на вашем привычном пути случилась авария и собирается затор. Вообще в этом и есть главная цель - не просто "раскрашивать маршрут" цветными линиями на карте, а максимально быстро обновлять эту карту. Это сильная сторона Waze.
- Почему из карт Google убрали "локатор" и возможность оффлайнового доступа к уже закачанным в компьютер или телефон картам? Это же очень удобно: выделить часть карты, скачать ее себе, и затем при наличии компаса в мобильнике или компьютере ориентироваться можно уже без выхода в Интернет.
- Оффлайновый доступ к картам был у нас в 6-й версии Карт Google. Но когда вышла 7-я версия на платформе Android, мы кардинально переделали в ней "начинку" и оставили не все. В том числе пропал и хороший оффлайновый интерфейс. Но пользователи засыпали нас жалобами, и мы эту опцию вернули. В новой, второй версии для айфонов она есть. Мы долго спорили, куда удобнее поместить эту закладку. Через несколько дней после официального релиза 7-й версии мы добавили в интерфейс специальную кнопку "скачать карты в оффлайн". В версии для айфонов нужно набрать команду ok maps, и оффлайновые карты - к вашим услугам. Другое дело, что они есть не по всем странам. Для России их в нормальном разрешении пока, к сожалению, нет.
- А почему карты Google для iPad разрабатывались так долго и появились совсем недавно?
- Потому что они требовали особого подхода. Это приложение существует, пользователям оно доступно, но фактически его наполнение должно быть совершенно другим. От него ожидают большего, чем от карт на дисплее телефона. На планшет люди хотят выводить гораздо больше информации - фото, списки магазинов, карты внутренних помещений и т.д. Плюс к тому в некоторых семьях планшеты уже заменили обычные компьютеры, и на них люди переносят те ожидания и потребности, для удовлетворения которых раньше служили настольные компьютеры.
- Сделка с Waze - очередной пример того, что Google активно приобретает стартапы по всему миру. Есть ли в России технологические компании, к которым вы приглядываетесь?
- Конкретные компании я, конечно, называть не могу. Но уверен, что в России есть стартапы, занятые чем-то увлекательным и в целом интересные большому Google. Для проекта карты Google Россия является одним из приоритетных направлений, и поэтому наша заинтересованность вполне понятна.
- А какие еще страны у вас в числе приоритетов?
- Например, Индия. Тоже большая страна с огромным населением, но недостаточно развитым картографическим покрытием территории. Улучшение качества этого сервиса тоже может дать, как и в России, мощный экономический эффект.