16.08.2013 14:02
Рубрика: Дороги

В Осетии восстановили снесенную ледником Колкой дорогу

Текст: Светлана Емельянова (Северная Осетия)
Автомобильную дорогу "Гизель-Кармадон-Даргавс-Дзуарикау" с подъездом к турбазе "Кахтисар" сдадут в эксплуатацию в ноябре. Но по всему этому маршруту уже функционирует вполне пригодная для передвижения транспорта гравийка.

Как сообщили "РГ" в Комитете дорожного хозяйства РСО-Алании, проектом предусмотрена реконструкция участка автодороги общей протяженностью 23 километра с доведением до параметров четвертой технической категории (т.н. облегченное покрытие, асфальтобетон). Из них более девяти километров были полностью "отутюжены" ледником. Общая стоимость работ составила 655,7 миллиона рублей. Объект должны сдать до 25 ноября текущего года.

- Временное дорожное полотно протяженностью 18 километров практически готово. Ну, а асфальтовое покрытие появится только в следующем году, так сейчас еще предстоят работы на этом участке, - рассказал начальник Алагирского ДРСУ Курман Непеев, генерального подрядчика объекта.

Все средства, выделяемые на строительство с 2011 года, практически освоены, в том числе, и 53, 4 миллиона рублей, поступившие в 2013-м. По словам Непеева, осталось освоить 18 миллионов рублей, то есть, окончить возведение трех новых мостов, которых раньше на этом маршруте не было. Самым трудоемким и сложным в Кармадонском ущелье были расчистка пяти тоннелей, забитых льдом, грязью и камнями, которые принес с собой ледник. На всем протяжении трассы дорожники установили бетонные подпорные стены от камнепадов, провели берегоукрепительные и руслорегулировочные работы. На втором этапе строительства, кроме прокладки асфальта, предусмотрены восстановление высоковольтной линии, укрепление тоннелей и другие работы. На объекте сейчас трудятся порядка 40 человек.

- Новая дорога будет намного качественнее, чем та, что была до схода ледника, - отмечает начальник ДРСУ. - Местные жители уже сейчас добираются в свои высокогорные села не в объезд, а коротким путем, "экономя" до полусотни километров. Кроме трех сел, которые отрезал ледник, вне зоны доступа оставались санаторий с горячими целебными источниками и турбаза. Поскольку проехать к ней можно уже сейчас, турбаза в этом году заработала, а санаторий будут возрождать.

Тем временем

Рокский тоннель, связывающий Южную Осетию с Россией, планируется сдать в эксплуатацию к концу 2014 года. Об этом сообщил руководитель проекта Анатолий Побинец. Тоннель функционировал более 25 лет, но пришел в аварийное состояние. Объект включен в ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Длина тоннеля составляет 3730 метров, на данный момент работы выполнены более чем на половину. Для удобства и безопасности тоннель расширен и выпрямлен. Стоимость выполненных работ обошлась в 25 миллиардов рублей вместо запланированных 18 миллиардов. После открытия движения в течение года будет обустраиваться штольня, предназначенная для эвакуации людей в случае ЧС. Предстоит восстановить гидроизоляцию тоннеля, заменить электро-и вентиляционное оборудование, уложить новое дорожное покрытие.

Справка "РГ"

20 сентября 2002 года ледник Колка обрушился на Кармадонское ущелье с высоты 3,5 тысячи метров. 20 миллионов кубометров льда и селя развили скорость более 200 километров в час. В ущелье в это время работала съемочная группа Сергея Бодрова-младшего, было много отдыхающих. Всего под ледником погибли 125 человек. На этом месте установлен мемориал, изображающий человека, скованного льдом. После катастрофы 2002 года ледник находится под постоянным наблюдением. В ущелье функционирует сейсмическая станция, каждое лето на Колку поднимаются экспедиции геофизиков. Опасность, утверждают специалисты, пока что минимальна. За 10 лет изучения ледника-убийцы они так и не пришли к общему мнению, что послужило причиной стремительного схода огромной массы льда.