К таким выводам пришли участники дискуссионной панели "Развитие венчурных инвестиций в России: что изменилось за последние 10 лет". Председатель совета директоров и основатель компании ABBYY Давид Ян предположил, что за десятилетие в стране могут произойти более десяти мультимиллиардных IPO технологических компаний.
В то же время участники обсуждения согласились с тем, что на российском рынке по-прежнему присутствует ряд факторов, значительно тормозящих рост новой экосистемы. Одной из основных проблем был назван недостаток серийных предпринимателей и недостаточная циркуляция капитала и экспертного опыта. По мнению экспертов, возможно, это связано с тем, что российские предприниматели предпочитают консервативные способы ведения бизнеса. По этой же причине инвесторы из реального сектора экономики не всегда способны адекватно принимать решения об инвестировании в технологическое пространство. "Компании нам не доверяют, мы по-прежнему молодая венчурная отрасль, и люди не понимают, какова наша роль", - отметил соучредитель и управляющий партнер Almaz Capital Partners, член совета Сколково Александр Галицкий.
По словам председателя совета директоров ru-Net Ventures Леонида Богуславского, в России много хороших предпринимателей, которые начали делать свой бизнес в начале 1990-х. Однако многие из них по-прежнему управляют компаниями, которые основали два десятилетия назад. Серийных предпринимателей, которые были бы успешны более чем в 1-2 проектах, не так много, как это необходимо для успешного развития технологического рынка. Давид Ян добавил, что основатель должен в определенный момент покидать компанию и заниматься другими проектами. "Компания должна расти сама по себе, как ребенок. Родители должны в какой-то момент убрать руку с плеча своего ребенка, иначе он никогда не вырастет, нужно его отпустить", - отметил эксперт.
Многие проблемы российского рынка связаны с тем, что он еще относительно молодой, особенно по сравнению с развитыми технологическими рынками. Не секрет, что Россия значительно отстает в венчурной сфере от лидеров рынка - США и других развитых стран. По мнению президента Intel Capital, вице-президента Intel Corporation Арвинда Содхани, основная проблема состоит в том, что Россия только вступает в игру, в то время как в той же Кремниевой долине уже в течение более чем 50 лет существует сложившаяся экосистема, значительно облегчающая процесс заключения сделок. Тем не менее Содхани отметил стремительное развитие технологий в России и появление все большего числа компаний, фокусирующихся на глобальном рынке.
- Россия уникально позиционирована, потому что в ней присутствуют разные бизнес-модели, есть разные типы талантов, и все они очень образованные и очень технологически развитые, могут работать с разными проблемами, - сказал эксперт. - Одна модель фокусируется на потреблении в локальном аспекте, то есть адресует свою продукцию локальному рынку, а другая сразу ориентируется глобально. Пример успешной реализации второй модели - Израиль. Его внутренний рынок очень маленький, поэтому невозможно сделать успешный локальный стартап. Компании сразу фокусируются на глобальном аспекте, в частности, на США. И в России будет появляться все больше компаний, ориентированных на глобальный рынок.
По мнению участников дискуссии, делом времени остается и образование на российском рынке так называемых мафий, когда работники достигших успеха компаний покидают свои места, чтобы основать собственные успешные проекты, как это происходило в случае с Google или PayPal. Для этого необходимо только дождаться серии крупных IPO российских компаний.
- Такая "мафия", на самом деле, уже существует, - отметил Александр Галицкий. - Я инвестировал в своих бывших сотрудников деньги, которые в итоге приносили очень большие прибыли. Я специально инвестировал в людей, которые работали в моей компании, а потом основали свои собственные, и смог вернуть много денег.
Леонид Богуславский согласился с тем, что у лидеров рынка есть люди, которые покинули эти компании и основали свои собственные успешные бизнесы, однако масштабы этого явления пока невелики. В первую очередь потому, что рынок мал и существует не очень долго. "Нужно много больших, очень успешных хай-тек-компаний, которые начнут воспроизводить эту "мафию", и, конечно же, нужны "выходы", IPO этих компаний", - заключил эксперт. По словам Давида Яна, такого рода "мафии" появляются, когда сотни людей - основателей компаний получили каждый по 10 млн долл. во время IPO. Затем они какую-то часть этих денег потратят на новый стартап, работая как бизнес-ангелы. "В Силиконовой долине, например, цена недвижимости начала расти за полгода до того, как Facebook должен был выйти на IPO, потому что они немедленно подсчитали: появятся тысячи новых миллионеров после IPO, и, естественно, некоторые из них немедленно купят себе дома в Силиконовой долине", - привел пример эксперт.