Правительство уточнило долгосрочную Транспортную стратегию
Действующая версия документа, рассчитанного сразу до 2030 года, была принята еще в конце 2008 года. Теперь потребовалось внести в стратегию изменения, поскольку произошли серьезные перемены в состоянии экономики.
Последние десятилетия оказались в целом удачными для транспортной отрасли. Грузооборот, сообщил министр транспорта Максим Соколов на заседании правительства, вырос за 10 лет на 30 процентов, перевалка грузов в российских портах достигла 567 миллионов тонн, что на 40 процентов больше, чем в 1988 году.
В предыдущие пять лет реализации Транспортной стратегии построено и реконструировано 24 тысячи километров федеральных и региональных автомобильных дорог, сданы в эксплуатацию и обновлены взлетно-посадочные полосы в 23 аэропортах. "Несмотря на значительные успехи, транспортная система России не способна удовлетворить спрос со стороны растущих сегментов экономики", - признал вместе с тем глава минтранса.
Премьер-министр Дмитрий Медведев обратил в этой же связи внимание, что планы по развитию транспортной инфраструктуры должны быть увязаны с развитием других отраслей экономики, а также учитывать потребности регионов. "Нужно стремиться к тому, чтобы реконструировать, строить, создавать транспортные объекты по современным технологиям в разумные сроки и по приемлемым ценам, а с этим у нас большие проблемы", - заявил председатель правительства. Рекомендовал он не забывать и об экологической составляющей - снижать влияние транспорта на экологию нужно за счет перехода на экологичные виды топлива.
- Цель стратегии прежняя - сделать транспорт современным, доступным, безопасным, а также создать условия для улучшения транспортной мобильности граждан, - указал Медведев. - Географические особенности России - это не только наша проблема, но может быть и нашим конкурентным преимуществом.
Транспортная стратегия, как и большинство аналогичных ей долгосрочных правительственных планов по разным отраслям, предусматривает два сценария развития: базовый и инновационный. Оба варианта содержат безусловные приоритеты, такие как создание условий для снижения транспортных издержек, развитие грузоперевозок, обеспечение соответствующего уровня безопасности, увеличение транспортной мобильности граждан.
Самая значительная разница между сценариями состоит в объемах финансирования и, соответственно, динамике роста целевых показателей. Так, инновационный вариант предполагает до конца действия стратегии выделение из разных источников 106,4 триллиона рублей. Базовый сценарий потребует только 70,5 триллиона.
Министерство транспорта предложило взять за основу базовый сценарий, но все же рассчитывает, что ситуация в отрасли будет развиваться по инновационному пути. "С учетом принятых в последнее время решений по развитию московского транспортного узла, БАМа, Транссиба и ЦКАД, фактический вариант развития транспортной системы от базового сдвигается в сторону инновационного", - заявил министр Соколов.
Согласно инновационному варианту, к 2030 году подвижность населения возрастет более чем до 15,5 тысячи пассажирокилометров на одного человека в год (в базовом - до 13,3 тысячи). Доля авиаперевозок по стране, минуя столичные аэропорты, в обоих случаях должна увеличиться до 37 процентов. В инновационном варианте смертность на автомобильных дорогах снизится на 63 процента, в базовом - только на 38.
Безопасность вообще является безусловным приоритетом актуализированного документа. "Мы рассчитываем к 2030 году на значительное - более чем на 60 процентов - снижение транспортных рисков и повышение уровня защищенности объектов транспорта от актов незаконного вмешательства", - сказал глава минтранса.
Работа над обновленной версией Транспортной стратегии велась достаточно долго, чтобы теперь вызвать серьезные претензии. Экспертный совет при правительстве поддержал представленный министерством документ, предложил разве что внести ряд уточнений. В частности, поставить более четкие приоритеты в развитии платных автотрасс, обратить внимание на подготовку летного персонала для авиации. Также экспертам показалось, что недостаточно учтен потенциал частных инвесторов, особенно на железнодорожном транспорте.
В любом случае время на легкую правку стратегии еще будет. Транспортная стратегия хоть и была одобрена, но кабинет министров решил, что окончательную версию утвердит только после принятия бюджета страны на 2014-2016 годы. Пока готовились обновления в документ, пояснил вице-премьер Аркадий Дворкович, ряд проектов в транспортной отрасли уже был запущен и согласован. Теперь важно сделать так, чтобы между бюджетом и стратегией не было несогласованности в объемах финансирования.