Новости

Россияне стали покупать более дорогие машины, чем шесть лет назад, но реже
Сегодня накопить на машину россияне могут быстрее, чем шесть лет назад - за 2,5 года. И все чаще выбирают дорогие автомобили. Если так пойдет дальше, то через несколько лет в России будут ездить в основном на джипах, прогнозируют эксперты "РГ".

Средняя зарплата действительно эти годы росла быстрее, чем цена на авто. Однако последняя поднялась на 44 процента до 28,2 тысячи долларов (шесть лет назад она составляла 19,5 тысячи), подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". И это сократило очередь из желающих приобрести авто. Продажи с начала года сократились на 6 процентов, говорится в другом исследовании, которое провела Ассоциация европейского бизнеса.

Но это вовсе не означает, что российский автопром выдохся, говорят эксперты. И хотя в минэкономразвития "производство транспортных средств" считают одним из виновников замедления роста российской экономики, они настроены оптимистично. "Конкуренция на рынке сегодня настолько серьезная, что в следующую "пятилетку" ожидать серьезного роста средней цены на автомобиль уже не стоит", - уверен исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. В то же время, говорит он, у автопрома в ближайшие несколько лет есть ряд задач, которые будет довольно сложно решить. "Зарубежные производители, которые открыли заводы в нашей стране, обязаны постепенно заменить иностранные детали в своих машинах на российские. Однако сегодня комплектующие из той же Восточной Европы дешевле наших. И как обеспечить требование российского законодательства, не увеличив в разы себестоимость - большой вопрос", - заметил эксперт "РГ".

Здоровье автопрома важно не только ему самому. На него с надеждой смотрят другие отрасли: благополучие автомобильной промышленности влияет на спрос в металлургии, химическом производстве. Поэтому его влияния на темпы роста экономики отрицать нельзя, согласился с минэкономразвития главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.

В ближайшие пять лет ожидать серьезного роста средней цены на автомобиль уже не стоит

Что касается проблемы с комплектующими, то, по мнению Удалова, практически единственная возможность решить эту проблему - разработать меры налогового стимулирования. "Ими могут быть дополнительные льготы для тех компаний, которые открывают или собираются открывать в России производство комплектующих, снижение налога на прибыль, например, - предложил он. - У большинства из них уже есть предприятия в Восточной Европе и Китае, и те сегодня недозагружены. В этой ситуации и открывать что-то новое в России с нуля - смысла для них нет. Так что надо искать компромисс", - уверен Удалов.

"С другой стороны, пока особой проблемы я не вижу, - продолжает Миронов. - Попробуйте сейчас купить новую машину. Вряд ли получится, так как везде на популярные модели очереди длиной в несколько месяцев. То есть получается, что автопром обеспечивает спрос, и по идее на отечественную экономику негативно влиять не должен. Налицо противоречие", - рассуждает Миронов. Это противоречие отчасти поясняет исследование "Автостата".

Да, сейчас со средней зарплатой накопить на новое авто можно за 2,5 года, на полгода раньше, чем шесть лет назад. Но при этом не пить, не есть, а все откладывать "в кубышку".

Так что многие россияне все-таки выбирают машины, которые по цене несколько ниже усредненного идеала. За ними как раз и выстраиваются очереди. Сегодня самый популярный ценовой сегмент - автомобили стоимостью 15-20 тысяч долларов. По исследованию агентства "Автостат", именно такие авто вырвались в лидеры продаж. Год назад "идеал" стоил менее 15 тысяч долларов.

Последнее время становятся все более модными и популярными кроссоверы (полноприводные автомобили небольшого размера), рассказал "РГ" Сергей Удалов. "Отсутствие хороших дорог и общая тенденция производителей на небольшое снижение цен в этом классе автомобилей плюс развитая конкуренция приведут в итоге к тому, что мы все скоро пересядем с седанов на эти небольшие автомобили повышенной проходимости", - предсказал он.

Смена лидеров на рынке авто произошла на фоне общего снижения интереса к покупке нового автомобиля из-за замедления темпов экономического роста, когда люди среднего достатка предпочитают не делать больших покупок. В результате самый дешевый и популярный сегмент потерял больше всего приверженцев. С января по сентябрь 2013 года доля рынка "дешевых" машин упала на 19,3 процента и теперь автомобили по цене до 15 тысяч долларов оказались интересны всего 25,8 процента покупателей. В то время как машины ценой от 15 до 25 тысяч долларов заинтересовали уже 34,1 процента будущих автолюбителей. Раньше расклад был обратный с большим преимуществом недорогих авто, и за счет "дешевых", но массовых продаж автопром набирал обороты.

Дорогой сегмент, конечно, растет, но не дотягивает до этих масштабов. Хотя темпы впечатляют. Исследование "Автостата" говорит о том, что продажи автомобилей стоимостью от 25 до 35 тысяч долларов выросли сразу на 16,7 процента, а более дорогие машины ценой от 35 до 50 тысяч долларов в январе-июле 2013 года решили купить на 5,7 процента больше россиян, чем за тот же период прошлого года.

Так что в целом спрос на авто упал, что отразилось и на объемах производства. Эксперты прогнозируют, например, что питерские автозаводы в этом году могут снизить выпуск продукции на 20 процентов. Но это пока предварительные расчеты. Осенью должна снова заработать государственная программа льготного автокредитования. Она, уверен Удалов, поможет поднять спрос на продукцию автопрома, даст отрасли шанс и самой пойти в рост, и экономику поддержать.

Между тем

Производство автомобильной техники в России, по данным аналитической и консалтинговой компании "АСМ-холдинг", за первые семь месяцев 2013 года сократилось на 3,6 процента.

Выпуск легковых авто снизилось на 3,3 процента. При этом выпуск отечественных моделей снизился на 15,3 процента, а иностранных - вырос на 2,3 процента.

Сильнее всего просело производство грузовых автомобилей - на 6,7 процента. Выпуск автобусов (включая микроавтобусы и вахтовые автобусы на шасси грузовиков) уменьшился на 2,6 процента.

И здесь та же картина, что и с легковушками: отечественные модели "упали" на 10,8 процента, а выпуск автобусов иностранных марок вырос на 40,6 процента.

ОПРОС