Евгений Михайлов: Надеюсь, что трамваи в Москве будут ходить без турникетов

О том, какие проблемы в общественном транспорте волнуют москвичей и какие новшества их там ждут, шел разговор на "горячей линии" в "РГ" с первым замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Евгением Михайловым.
"Горячая линия" в "РГ" с Евгением Михайловым
1/9
Фото: Сергей Куксин/РГ

Проезд подорожает, но не для всех

РГ: Евгений Федорович, в Москве почти полностью поменялась система билетов в общественном транспорте. Появился билет "Единый", который с 1 августа действует и в Зеленограде, и в "Новой Москве", транспортная карта "Тройка". Что в итоге добился город? Что изменилось?

Евгений Михайлов: Главное - в наземном транспорте количество пассажиров, не льготников, а тех, кто платит сам за себя, увеличилось на 15 %. Раньше многие автомобилисты не пользовались наземных общественным транспортом только потому, что для них было проблемой купить билет. Сейчас они при затруднениях на дороге бросают машину и дальше садятся либо в наземный общественный транспорт, либо в метро и спокойно едут дальше. Они не регулярные пользователи, но таких стало значительно больше. Кроме того, еще в феврале по результатам опросов около 30 % людей считали, что они  тратят слишком много времени в очередях при покупке билета и при посадке в автобус. Сейчас таковых только 9 %. После того, как мы увеличили срок действия билетов до трех месяцев, люди стали покупать более "длинные" билеты, средняя стоимость поездок снизилась. Плюс - в два раза сократилось количество самих бланков билетов, это тоже значительная экономия.

РГ: Вот у нас и первый звонок от читателя. Здравствуйте, Евгений Федерович!  Меня зовут Владимир. Мне кажется, что с введением новой системы оплаты проезда я стал часто переплачивать. Если, к примеру, трамвай или троллейбус встал из-за аварии или неправильно припаркованной машины, я не смогу сесть на другой трамвай или троллейбус, потому что я никак не докажу со своим электронным билетом, что я уже заплатил за проезд. Раньше мне достаточно было показать билет с пробитыми датой и временем посадки, а теперь мне приходится при пересадке платить еще раз.

Михайлов: Эта система есть и сейчас. Если по каким-то причинам троллейбус не может продолжать движение, вы просто пересаживаетесь в соседний троллейбус и продолжаете поездку по своему билету. Вам нужно только предупредить водителя и он откроет для вас вторую дверь. Контролеры, работающие на наземном транспорте, оснащены необходимыми техническими средствами, способными распознать время последней валидации по билету. Они определят, что вы не нарушитель.

Спасибо за вопрос, мы разместим информацию об этом на нашем сайте.

РГ: А сколько стоит сам бланк билета,  кстати? Сколько мы платим не за поездку, а за саму бумажку?

Михайлов: Когда они только появились, стоили 12 рублей. В последние два года путем длительных переговоров цену сначала снизили до 7 рублей, потом до 5,5, но все равно это значительная величина в стоимости билета.

РГ:  В декабре город собирается отказываться от билета на 1-2 поездки, произойдет ли за счет этого удешевление поездок? Ведь бланки уже не надо будет печатать в большом количестве?

Михайлов: Дело в том, что в любом случае, общественный транспорт дотируется городом в очень серьезных объемах - ведь он должен оставаться доступным. Но это вопрос дискуссии -  нужно ли дотировать поездку того человека, который один раз в году или раз в три месяца решил спуститься в метро и проехать? Билет на одну поездку в той или иной форме надо сохранить. Но эта поездка должна стоить столько, сколько она стоит на самом деле, без субсидий и дотаций.

РГ: То есть, на метро - 33,5 рублей? 5,5 рублей за бланк и 28 рублей за поездку?

Михайлов: Точно не скажу, но стоимость может быть больше. Субсидии и дотации - это не только стоимость бланков.

РГ: То есть 2014 года все-таки планируется подорожание проезда на московском транспорте? В каких рамках?

Михайлов: Пока рамки не определены. За три года, что тарифы на транспорт практически не менялись, инфляция, по данным Минэкономразвития, составила 18 процентов, и безусловно, рано или поздно цена на проезд изменится. Точно могу сказать, что мы не планируем изменять тарифы на карте "Тройка" - 28 рублей будет стоить поездка в метро, 26 - на наземном транспорте, и 44 рубля - билет "90 минут". Кроме того, мы очень аккуратно отнесемся к годовым и квартальным тарифам. Ведь люди, которые покупают билет сразу на год вперед - это наши самые верные потребители. В остальном наша задача соблюсти баланс между дотациями от города, собственной выручкой и затратами предприятия. В любом случае, Департамент транспорта заинтересован, чтобы тарифы не росли, чтобы общественным транспортом пользовалось максимальное количество людей. Для города лучше, чтобы люди ездили в удобном, быстром и дешевом общественном транспорте, а не стояли в пробках. С экономической точки зрения пробки наносят огромный ущерб городу и его жителям. Поэтому все, что можно сделать с точки зрения сдерживания тарифов, мы делаем.

РГ: Когда новое тарифное меню только представляли, прозвучало заявление, что если будет подорожание, то оно останется в рамках "круглых" сумм стоимости билетов. То есть, к примеру, стоимость останется 200 рублей, но за них можно будет купить, условно, уже не 10 поездок, а только 9. Вы по-прежнему придерживаетесь этой схемы?

Михайлов: Да, этот год показал абсолютную правильность нашего решения. Людям гораздо удобнее отдавать "круглую" купюру и получать на это какое-то количество поездок, чем ждать сдачу и собирать монеты. 

РГ: Еще одно обещание Департамента транспорта -  до конца года дать возможность ездить в пригородных электричках по карте "Тройка". Будет ли это до конца года реализовано? 

Михайлов: Уже с 7 сентября можно будет записывать на электронную карту все самые ходовые абонементы пригородного железнодорожного транспорта, включая разовые билеты. Карта "Тройка" станет универсальным средством оплаты проезда в общественном транспорте. Тогда же появится возможность записать на "Тройку" билеты "Единый", "90 минут", "ТАТ" на любое количество поездок, включая безлимитные проездные,

Слухи о смерти маршруток отчасти обоснованы


РГ: Хорошо - с этим ясно.  А вот еще почти свершившийся факт - в Москве с 1 сентября появляются ночные маршруты. Что это - предвыборный пиар в угоду жителю? Ведь столица довольно долго отказывалась от это идеи, мотивируя тем, что ночной автобус - не востребован, никогда не окупится…

Михайлов: На самом деле, никакого пиара. Для такого города, как Москва - это очень важная вещь. Для начала будет несколько  маршрутов -автобус №Н1 - новый диаметральный маршрут (от Шереметьево до Ленинского проспекта), трамвай №3 (продление до Чертаново), троллейбус №15 ("ВДНХ - Лужники")  и "Б" - по Садовому кольцу.  Смысл в том, что в час ночи метро заканчивает работать, но при этом людям тоже надо передвигаться по городу: кто-то работает допоздна, кто-то в гостях засиделся. Пока  для них есть только одна альтернатива: такси.  Конечно, автобусы не будут ходить каждые пять минут, скорее раз в полчаса или час. Но люди будут знать, что есть гарантированная возможность уехать куда-то ближе к своему району, откуда можно дойти пешком.

РГ:  А это вообще безопасно будет ездить в таких ночных автобусах, где может быть один единственный пассажир?

Михайлов: У нас все автобусы оснащены внутренним видеонаблюдением, везде есть "тревожная кнопка", есть камеры, которые всегда связаны с диспетчером.  У нас очень безопасный транспорт.

РГ: Весной этого года Мосгортранс объявил конкурс на разработку новой маршрутной сети наземного транспорта, поскольку старая безнадежно устарела.  Когда мы увидим первые результаты? Или ночные маршруты - это уже внедрение новых разработок?

Михайлов: Ночные маршруты - отдельная история. Но что касается новой маршрутной схемы, она необходима - за последние много лет у нас серьезно изменились маршруты передвижения людей по городу. И мы действительно в этом году существенно пересматриваем маршрутную сеть -  к концу года у нас будет проект, который  отразит все произошедшие в городе изменения.  Где-то в октябре - первый перечень магистральных маршрутов, а к декабрю - детальная сеть по каждому району Москвы.
Кстати, в рамках реформы маршрутной сети наконец-то определим и место троллейбуса, самого уязвимого транспорта в Москве - бросил кто-то машину под проводами, или авария, и все - движение встало. Задача - найти для него нишу, где он проявит себя наиболее эффективно. У нас пять троллейбусных парков и полторы тысячи троллейбусов, на которых ежедневно ездит 1,5 млн человек, и надо проложить маршруты так, чтобы он был наиболее полезен и работоспособен. 

РГ: Вопрос от читателя. Тамара Седикова спрашивает. Калужское направление, деревня Евсеево. В двух с половиной километрах от нее - три поселка - бывшие садоводческие товарищества. Местная маршрутка идет до деревни, а жителям СНТ приходится идти до остановки пешком. Нельзя ли продлить маршрут маршрутки - жители даже дорогу асфальтовую проложили за свой счет.

Михайлов: Это, к сожалению, классическая история. Есть маршрут, который идет от Теплого стана до деревни, у этого маршрута есть паспорт и договор на пять лет. И законодательство Москвы не позволяет вносить в него изменения. В ближайшее время ситуация изменится и мы сможем внести эти изменения в рамках разработки новой маршрутной сети. Кстати, мы сейчас усиленно работаем на присоединенных территориях. Там уже увеличено количество маршрутов и с 1 сентября появится еще 9 новых. Курсируют только новые автобусы повышенной комфортности -  это и кондиционеры, и низкий пол для удобства посадки и тд.

РГ: А  вообще, насколько обоснованы слухи о скорой кончине московских маршруток?

Михайлов: В какой-то мере обоснованы. Во -первых,  значительная часть маршруток дублирует  маршруты общественного транспорта. У нас стоит задача не забивать улицу транспортом, да еще с непонятным  ценообразованием и билетами. Нам нужна нормальная система, которая работала бы как часы, из больших автобусов, в которые удобно войти и выйти. Во-вторых, коммерческие маршруты совершенно не дружелюбны к льготникам. Да, они говорят, что "у нас есть одно бесплатное место", но оно какое-то виртуальное. И от этого много негатива - пожилых людей, людей с ограниченными возможностями не пускают, им хамят, заставляют оплачивать проезд. К тому же эти транспортные средства ни перед кем не отчитываются. Написано, к примеру, что у них 5-минутный интервал. Но мы все прекрасно знаем, что они все равно стоят на конечной, пока не заполнятся, в результате уже на второй остановке сесть в этот микроавтобус невозможно. Да, есть какие-то места, где  по загрузке, по пассажиропотоку  большие автобусы не нужны или где габариты улицы не позволяют использовать большие автобусы. Безусловно, это ниша, которая останется для маршруток, для небольших автобусов. Но даже в этом случае  у них будет совершенно другая идеология: везде будут только городские билеты, и  по социальной карте москвича вас обязаны пустить бесплатно.

РГ: Когда это будет? Когда пенсионер сможет спокойно прокатиться на маршрутке?

Михайлов: Не обязательно на маршрутке - они останутся только там, где небольшие автобусы необходимы. Я думаю, что до конца года  мы разыграем на тендерах около 75 маршрутов. Пока это будут только маршруты с большими автобусами, по всей Москве. Выигравшие компании не будет собирать деньги, она их получит только за рейсы,  которые она выполнила по расписанию. А не выполнила, получит еще и штраф. Первый экспериментальный маршрут №22 уже работает, на нем обкатываем технические тонкости.

РГ: И еще звонок читателя.  Когда  наземный транспорт, даже городского перевозчика,  начнет ходить по графику, а не как ему заблагорассудится? Людмила.

Михайлов: Этот вопрос пассажиров волнует больше всего.  На самом деле, за последний год наземный транспорт стал ходить регулярнее -  все больше маршрутов движется по выделенным полосам для общественного транспорта, а не зависят от количества личных автомобилей. Кроме того, все автобусы, троллейбусы, трамваи оснащены датчиками ГЛОНАСС, мы запускаем систему контроля за исполнением расписания в реальном режиме времени. Будем видеть каждый автобус. И это смогут делать все жители Москвы по всем транспортным системам - с помощью смартфона или планшета. Там будут  доступны разные сервисы, в том числе можно будет отметить в системе  нужную остановку и номер автобуса, и за 5-7 минут до  его прихода, телефон подаст сигнал о его приближении. Кроме того, время прибытия будет отражаться  на табло на остановках  - Мосгортранс поставит в этом году их около 600.

Трамвай возвращается

РГ: Тренд последних лет - возвращение трамвая в Москву. Закупаются новые современные составы,  после тотального истребления рельсов в прошлые годы трамвай вернули на Лесную. Куда он еще приедет в ближайшее время?

Михайлов: С 1985 года было снято более 60 км трамвайных путей, сейчас идет их восстановление:  19 августа вернули трамваи на Сокол. Программой развития транспорта города Москвы до 2016 предусматривается также строительство линий трамвая от района Северный до метро "Медведково", от метро "Улица Подбельского" через район Метрогородок до района Гольяново, от Чертановской улицы мимо метро "Пражская" до района Бирюлево Западное и других линий. По Бирюлево уже идет проектирование, в следующем году начнется прокладка путей.  Там у трамвая будет почти везде выделенный путь, а железную дорогу трамвай будет переезжать по эстакаде.

РГ: А правда, что новый трехсекционный низкопольный трамвай, поставки которого начнутся в Москву в следующем году, будет без турникетов?

Михайлов: При 30-ти метровой длине и колоссальной вместимости, делать вход через одну дверь неправильно. Для развития будущей системы бестурникетного обслуживания пассажиров мы сейчас проводим эксперимент на маршруте трамвая №17, где с июня месяца турникеты отключены, а посадка осуществлялась во все двери.

РГ: Эксперимент этот идет с 1 июня. Какие предварительные итоги? Умеют москвичи платить за проезд без принуждения, или еще рано отменять "рогатки"? Помнится, по результатам собирались принимать решение о судьбе турникетов по всей Москве.

Михайлов: По предварительным итогам, в целом на 11 процентов выросла скорость на маршруте. То есть мы можем либо вывести 6 вагонов с маршрута на другие линии, либо они здесь могут чаще ходить. Примерно на 10% выросло число пассажиров. При этом стали выявлять и больше безбилетников. В целом подход позитивный, есть ряд технологических вопросов, но после окончания эксперимента обязательно расскажем подробности.

РГ: То есть эксперимент получит продолжение?

Михайлов: Надеюсь, что дальше будет развиваться. Я очень надеюсь, что трамваи в Москве будут работать без турникетов.