Новости

06.09.2013 14:45
Рубрика: Культура

5 ярких антивоенных строк Роджера Уотерса

Великий рок-композитор и музыкант, сооснователь легендарного прогрессив-коллектива Pink Floyd Роджер Уотерс празднует 6 сентября свой 70-летний юбилей. Уотерс также известен как активный борец за социальную справедливость, критик современного общества потребления, противник устоявшихся поведенческих стереотипов. А его антивоенные взгляды во многом стали основой творчества одной из самых выдающихся групп ушедшего столетия (и после его ухода оставшийся за главного Дэвид Гилмор продолжил обрушиваться на цинизм военных кампаний современности, как, например, в песне Dogs of War).

В связи с этим сайт "РГ" решил вспомнить о нескольких ярких антимилитаристских строчках, звучавших в песнях, написанных Уотерсом в разные периоды его творчества. Тем более, что сегодня эта тема, к сожалению, представляется особенно актуальной.

"Should we shout, should we scream: "What happened to the post-war dream?" Oh Maggie, Maggie, what have we done?" (The Post-war dream, альбом The Final Cut, 1983)

Великолепный альбом 1983 года The Final Cut (ставший последним для Уотерса в составе группы), который среди критиков по совершенно непонятным причинам принято считать неудачным, полностью посвящен переживаниям Уотерса о войне. Подзаголовком пластинки стало: "Реквием по послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Pink Floyd". Воспоминания об отце, погибшем в ходе Второй мировой войны, наложенные на переживания по поводу прогремевшего конфликта с Аргентиной из-за Фолклендских островов - как и большинство других альбомов Pink Floyd, The Final Cut представляет собой подлинный монолитный шедевр, кульминация которого наступает в песне Post-war dream. К тогдашнему руководителю правительства Маргарет Тэтчер обращались с претензией многие музыканты - от The Exploited до Пола Маккартни. Но Уотерсу с его вопросом "Что мы наделали, Мэгги?" удалось это сделать по-настоящему пронзительно.

"Bring the boys back home, bring the boys back home! Don"t leave the children on their own, no, no! Bring the boys back home!" (Bring the Boys Back Home, альбом The Wall, 1979)

Альбом The Wall известен всем как образец выдающегося концептуального произведения - безупречно сыгранного и написанного. А главное - не теряющего своей актуальности. Состоявшиеся в рамках тура два года назад в Москве и Санкт-Петербурге шоу это блестяще продемонстрировали. Bring the Boys Back Home - песня, наиболее тесно связанная с последовавшим далее альбомом The Final Cut и его пацифистским посылом. Простое и понятное требование вернуть солдат к их семьям в то время - разгар очередной фазы Вьетнамской войны - звучало как радикальный манифест. В наши дни оно тоже понятно всем. Кадры детей, встречающих отцов, которые пришли с войны - так иллюстрировал Уотерс эту песню в 2011 году, и это сочетание едва ли кого-то оставило равнодушным.

"Us and them. And after all we're only ordinary men. Me and you. God only knows it's not what we would choose to do" (Us and Them, альбом The Dark Side of the Moon, 1973)

Орденоносный альбом The Dark Side of the Moon, самый популярный в истории группы и один из самых продаваемых в мире посвящен, как известно, всевозможным проблемам современного общества и аберрациям сознания, к которым они приводят. Песня Us and Them - "Мы и они" - посвящена не только войне, но межличностным конфликтам на разных уровнях. Рефлексия на тему причин возникновения взаимной ненависти, которая приводит к пролитой крови, заканчивается выводом о ее искусственности и навязанности извне. Образы ужасов войны возникают в тексте сами собой.

"Are these the people that we should bomb? Are we so sure they mean us harm? Is this our pleasure, punishment or crime? Is this a mountain that we really want to climb?" (Leaving Beirut, сольный сингл 2004 года)

Разумеется, критика Уотерсом в адрес военной политики США и Великобритании не прекратилась и после его ухода из группы. Вышедшая в 2004 году в качестве стороны сингла песня Leaving Beirut посвящена операции НАТО в Ираке. В этой красивой и очень мощной песне Уотерс лично обращается к президенту США Джорджу Бушу-младшему - так же, как и к Тэтчер в свое время. Однако в этот раз он еще менее сдержан в выражениях.

"Is it anger or envy, profit or loss? That we would choose to kill the child" (To Kill the Child, сольный сингл 2004 года)

Другая сторона того же сингла - песня To Kill the Child, посвященная проблеме межрелигиозных конфликтов, в которых страдают дети. Своеобразный блюзовый трибьют Федору Михайловичу Достоевскому - очень сильная песня, в паре с Leaving Beirut производящая особенное впечатление.

Культура Музыка Рок РГ-Дайджест РГ-Видео Гид-парк