В Прикамье власти решили втридорога выкупить проданные частнику мосты

В Добрянке разгорелся скандал, связанный с судьбой трех городских мостов, сперва проданных, а теперь вновь выкупаемых муниципалитетом в собственность поселения. Попрощавшись с крайне важными объектами инфраструктуры в 2009 году всего за 600 тысяч рублей, власти приобретают их у частника уже за 7,3 миллиона.

На заседании Добрянской городской думы представители администрации сообщили депутатам, что договорились с владельцем трех мостов об их покупке за 7,3 миллиона рублей. Когда об этом стало известно жителям Добрянки, возмущению горожан не было предела. Ведь эти мосты - на реках Вож, Сладкий Лог, на городской дамбе и реке Добрянке - еще недавно принадлежали муниципальному предприятию.

За что же собрались платить наши власти? - возмущаются добрянцы. За свое же имущество, не понятно как попавшее в руки частного лица?

В 2002 году в Добрянке было создано "Предприятие по благоустройству, озеленению и механизации" (ПБОиМ). Его учредителем явились муниципальные власти. В уставном капитале ПБОиМ оказались помимо прочего имущества и три городских моста. Через один из них, на реке Вож, можно попасть в микрорайон Задобрянка. А через переход на дамбе и по мосту на Сладком Логу идет основная городская дорога, выходящая на трассу Пермь - Соликамск.

- Наше предприятие нормально работало, получало прибыль, - говорит бывший директор ПБОиМ Азис Мустафаев. - Но поскольку наш учредитель - муниципалитет, со временем по неизвестной мне причине власти перестали платить зарплату и выделять деньги на уплату налогов, и мы обанкротились.

Имущество муниципального предприятия пошло с молотка. И совершенно неожиданно для чиновников мосты, входившие в уставной капитал ПБОИМ, стали собственностью частного лица. Эта новость шокировала добрянцев. Люди заволновались: ведь по мостам, которые являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры города, ежедневно проезжают сотни автомобилей. Жители Добрянки опасались, что новый владелец начнет брать деньги за проезд по мостам. К тому же по двум из них проходит газопровод. Поэтому разрушение мостов грозит серьезной техногенной катастрофой.

Проверкой сделки занялась прокуратура города. Она выяснила любопытные факты. Когда ПБОиМ обанкротился, конкурсный управляющий, в соответствии с законом, первоочередное предложение купить мосты сделал местным властям. Но никакой реакции не последовало. Даже через несколько лет после выставления на продажу этими сооружениями никто не интересовался.

- По-моему, никто из представителей власти и подумать не мог, что их кто-то купит, - предполагает Мустафаев. - Вот никто и не делал ничего.

Прокуратура же, завершив проверку, вынесла решение о правомерности приобретения мостов частником - нарушений закона в этой сделке обнаружено не было.

К счастью, опасения добрянцев о платном проезде по мостам не подтвердились. Их владельцы - и первый, и следующий - ничего с ними не делали. Абсолютно ничего. В том числе и ремонт, крайне необходимый для довольно старых конструкций.

В результате мост через Вож стал опасен для проезда. Обследовавшие его эксперты пришли к выводу о необходимости срочного ремонта. Однако владелец моста сослался на отсутствие средств, а местные власти не имеют права вкладывать деньги в частную собственность.

Чтобы хоть как-то обезопасить пешеходов и автомобилистов, на мосту ограничили движение транспорта: сейчас для проезда открыта только одна полоса. Машинам с весом свыше восьми тонн ездить здесь запрещено. Муниципалитет срочно заменил старые прогнившие перила и смонтировал освещение. Затраты бюджета составили 590 тысяч рублей. Но чтобы спасти мосты от полного разрушения - очевидно, их надо выкупать.

- Куда смотрела наша власть, когда эти мосты продавались? - удивляется добрянец Ирек Гимадеев. - Ведь если тот же мост через речку Вож придет в непригодность, целый микрорайон Задобрянка будет отрезан от города. А моя дочка, например, ходит в кадетский класс задобрянской школы... Нельзя было их продавать, это же народное достояние! А сейчас из бюджета семь миллионов просто так отдадут!

Тем не менее обострившаяся до предела ситуация требует немедленного решения. Недавно около моста упал в реку Вож легковой автомобиль, находившийся в нем мужчина погиб. Если бы на объекте было ограждение, трагедии можно было бы избежать.

Сейчас люди с опаской ждут наступления зимы, считая, что в морозы движение через Вож будет парализовано.

- Как очистить мост от снега? - недоумевает Вячеслав Козлов, сотрудник почты. - Проезжая часть настолько заужена, что снегоочиститель не пройдет, а если и пройдет, то куда снег девать? Движение перекроют совсем, и как я почту буду возить в Задобрянку? Неужели в объезд, за 18 километров, через трассу на Соликамск?

Осознавая всю остроту ситуации, глава Добрянки Сергей Окулов, кстати, пришедший на этот пост в 2011 году, принял решение выкупить мосты у частника и перевести их таким образом в муниципальную собственность.

Комментарии

Сергей Окулов, глава Добрянского городского поселения:

- В свое время никто не обращал внимания на эти мосты. Спохватились лишь тогда, когда они попали в частные руки. Прежняя администрация пыталась обжаловать сделку об их продаже, обращалась в суд, но все иски были проиграны. Мы же обязаны заботиться о безопасности жителей. Но пока мосты в частной собственности, сделать это не можем. Если муниципалитет начнет ремонтировать объекты за счет бюджета, нас привлекут к ответственности за нецелевое использование средств. После анализа всех вариантов пришли к тому, что надо мосты выкупать, пока они не разрушились и никто не пострадал. Собственник запросил с нас 11 миллионов рублей, но сошлись на том, что уплатим 7,3 миллиона рублей в рассрочку на три года. Деньги, скорее всего, возьмем из резервного фонда администрации. Другого выхода нет. К сожалению, у муниципалитетов, особенно на поселенческом уровне, очень много обязанностей и полномочий, переданных с других уровней власти, но они не подкреплены средствами. Мы не против их исполнять, но кроме ежегодного расширения наших обязанностей было бы неплохо их еще и профинансировать.

Олег Щанников, заместитель прокурора Добрянки:

- Сделку по продаже мостов в частные руки мы изучили вдоль и поперек. Никаких оснований для изъятия их у нынешнего владельца нет. По закону он обязан их ремонтировать и содержать в надлежащем состоянии, но на это требуется не один миллион рублей, которых у собственника нет. Сейчас власти Добрянки решили выкупить мосты обратно в муниципальную собственность. Наша задача при этом - проконтролировать, чтобы они никак не нарушили при этом закон.