Отсутствие документов на иностранное авто станет нарушением ПДД

Федеральная таможенная служба намерена закрыть автомобильные офшоры на территории России, стремительно разросшиеся за последние два года.

Владельцев машин с иностранными номерами начнут штрафовать, если у них не будет при себе документов, подтверждающих временный ввоз авто на территорию Таможенного союза. Поправки в Правила дорожного движения ФТС уже подготовлены. Документ вывешен для обсуждения на Едином портале раскрытия информации.

Такие меры к ввезенным временно и нерастаможенным машинам крайне необходимы, уверены эксперты "РГ". Автомобили с иностранными номерами часто используются при совершении преступлений. Наши дороги буквально наводнили "бомбилы" на машинах с регистрационными знаками других государств, особенно Прибалтийского региона. О качестве водителя и авто часто говорить просто не приходится. "Наиболее остро ситуация обстоит в крупнейших городах, - уточняет исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. - Например, в самарском регионе я такие машины особо не вижу".

Популярность таких авто объясняется тем, что в Прибалтике отменен транспортный налог.

Ранее он существовал у них в том же виде, что и сейчас в России. Налоги в этих странах платят только собственники коммерческого транспорта грузоподъемностью более 12 тонн. Кроме того, квитанция об уплате такого налога предоставляется только при прохождении технического осмотра, а не каждый год. И у нас водители "прибалтийских" машин не платят ни транспортный налог, ни таможенные пошлины, ни налог с дохода от извоза. Для таких "бомбил" Россия стала автомобильным офшором. А граждане стран Прибалтики, имеющие возможность регистрировать на свое имя любое количество автомашин, с удовольствием помогают "родственникам", которые зарабатывают извозом в России.

Массовый характер засилье автомобилей с зарубежными номерами стало носить пару лет назад, рассказал "РГ" заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. "Получилось это из-за того, что наше законодательство более-менее гармонизировано с мировым в основных позициях, - объясняет эксперт. - Это касается и ввоза-вывоза автомобилей. Условно говоря, любой гражданин России может приехать, например, в Германию и ездить там достаточно долго - по полгода или даже целый год". Но если автовладелец остается в стране на более длительный срок, он должен будет зарегистрировать свой транспорт по месту пребывания.

В отличие от законопослушных западных стран в России аналогичные законы работают наоборот. Этим решили воспользоваться люди, которые, скажем так, не слишком законно пребывают в России. Это касается граждан южных республик - Узбекистана, Таджикистана. Они едут в Литву, условно говоря, покупают очень старый автомобиль по генеральной доверенности, который хозяину уже невыгодно держать, и въезжают на нем в Россию. При этом закон полностью соблюдается. Водитель - иностранец, машина иностранная. При этом ни машина, ни сам водитель в России не зарегистрированы. А право собственности остается за бывшим владельцем машины".

И так как у России нет единой базы данных автомобильных номеров ни со странами Евросоюза, ни с соседями по СНГ, камеры видеонаблюдения ГИБДД на них попросту не реагируют. И водители грубо нарушают правила дорожного движения, выезжают на полосы, выделенные для общественного транспорта, сильно превышают скоростной режим. Оставаясь при этом безнаказанными. Но даже если такого "лихача" остановит инспектор ДПС, проконтролировать, заплатил ли водитель выписанный ему штраф, возможности нет, говорят эксперты. Единственное обременение, существующее для таких автомобилей, это обязательство купить полис ОСАГО, который обходится не так уж дорого. Но и это не срабатывает. У тех, кто ездит с российскими номерами, проблем становится больше. Попадешь в ДТП с участием "прибалтийского" авто, оформишь все документы, а потом так и не сможешь разыскать водителя.

Если проект постановления правительства будет принят, сотрудники ГИБДД также будут требовать от владельца авто с иностранными номерами регистрационные документы на транспортное средство и водительское удостоверение. Что касается документов с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз автомобиля, то с их помощью можно будет контролировать выполнение водителем установленных правил. Ведь на таком автомобиле необходимо регулярно выезжать с территории России (не реже чем один раз в шесть месяцев) для оформления нового удостоверения ввоза. Кроме того, в случае повреждения (утери) регистрационных знаков либо документов на автомобиль их восстановление возможно только в стране, где авто находится на учете. Все регистрационные действия должны осуществляться только собственником транспортного средства.

Отсутствие таких документов у водителя будет считаться нарушением российских Правил дорожного движения. Так же, как и истечение срока временного ввоза авто, управление машиной водителем, чье имя не указано в документах на машину. В России оформить доверенность на такой автомобиль, передать право управления другому человеку невозможно. Все это делается там, где машина зарегистрирована. Если инспектор найдет хоть одно из нарушений, то придется заплатить штраф. Однако пока размеры денежного наказания не определены.

Оба собеседника "РГ" отмечают, что разговоры о подобных мерах, которые предлагает ФМС, ведутся давно. И они давно назрели. В России нет даже статистики о находящихся на территории России зарубежных автомобилях. "Отследить, когда машина въехала и когда выехала, невозможно", - говорит Удалов. По его словам, предлагаемые нововведения способны исправить эту ситуацию. И добавляет, что к штрафам неплохо бы добавить и такие наказания, как лишение права въезда в страну при неоднократных нарушениях и конфискация авто.