Брукнер, выдающийся композитор, чье творчество символизирует завершение великой традиции австро-немецкого романтизма, мистик-пантеист, художник необыкновенно страстный и одновременно чувствующий мировую гармонию, набожный католик, поставивший в центр своего искусства страдание и смятение человека, родился неподалеку от Линца, в деревне Ансфельден 4 сентября 1824 года. Первые уроки музыки он получил у своего отца, а в середине 50-х годов выиграл конкурс и стал городским органистом Линца. И хотя с 1868 года он жил в Вене, получив место придворного органиста и профессора консерватории по классу композиции и контрапункта, - в Линце его всегда чтили, несмотря на страстные дискуссии о его творчестве, которые не прекращаются и по сей день.
Брукнер обрел славу великого композитора в год своего 60-летия, когда А. Никиш в Лейпциге исполнил его 7-ю симфонию, - и прожил в лучах этого свалившегося на него признания последующие 12 лет, до самой смерти. Какие бы споры ни разворачивались вокруг сочиненных им симфоний, месс и других сочинений для оркестра, хора, органа, - никто не может отказать ему в титанизме художественных концепций. Он дерзал посвятить свою 9-ю симфонию, над которой работал до последних дней жизни, Господу, - и при этом в повседневности был наивным до трогательности человеком.
Но выступавшие на открытии 40-го Фестиваля меньше всего говорили о художественных особенностях сочинений Брукнера. Его судьба и творчество были некоей стартовой площадкой для рассуждений об актуальных проблемах австрийской, европейской и мировой политики. Музыкальное, общекультурное событие становилось своего рода местом политической дискуссии. Казалось, что ты находишься на литературно-симфоническом концерте, когда артисты читают стихи или прозу между фрагментами оркестровых музыкальных сочинений, - сегодня такая форма распространена на разных мировых площадках. Только вместо артистов в данном случае выступали известные политики и ученые.
На открытие фестиваля в Линц приехали представители политической элиты Австрийской Республики во главе с президентом Хайнцем Фишером, за которого на выборах в 2010 году проголосовали почти 80% избирателей. Приехала федеральный министр образования, искусств и культуры Клаудия Шмид. Были лидеры всех политических партий Верхней Австрии, столицей которой является Линц, большое количество зарубежных дипломатов. При этом характер речей был весьма различным: от политической публицистики до научной метафизики. Подобные политические и научные выступления - общепринятая в Австрии практика. Разве что, нынешние так или иначе были связаны с предстоящими выборами. Именно в этом контексте была воспринята полемика между Клаудией Шмид и выступавшим до нее премьер-министром Верхней Австрии Йозефом Пюрингером. После его страстной речи о роли культуры и инноваций в современном обществе, о значительных изменениях в обществе, которые произошли в Верхней Австрии после открытия Музыкального театра в Линце, госпожа Шмид поделилась с публикой своими размышлениями об отчуждении современного человека от продуктов своего труда, о разрушении идентичности, о недостаточном внимании к глубинным противоречиям буржуазной цивилизации, о невозможности решать сложные проблемы общества простыми политическими методами. Замечу, что выступления политиков вызывали не менее оживленную реакцию, чем звучащая в прекрасном исполнении Брукнер-оркестра австро-немецкая и русская музыка. И даже вполне научный доклад профессора Рут Вудок об европейской идентичности и языковых барьерах, в котором речь шла прежде всего о взаимоотношениях "своих" и "чужих" в сегодняшней реальности Старого Света, прерывался аплодисментами.
То, что за дирижерским пультом стоял молодой руководитель оркестра Приморского театра оперы и балета Антон Лубченко, подчеркивало особый характер нынешнего фестиваля, - российские музыканты и русская музыка в их исполнении определяют программу фестивальных дней. Поэтому президент Российской Федерации В.В. Путин направил участникам Фестиваля Брукнера специальное приветствие, которое тоже стало частью политической программы открытия. И не случайно президент Хайнц Фишер практически начал свое выступление с высокой оценки российско-австрийских отношений, в которых, по его мнению, культура играет особую роль. Пожалуй, именно президент больше других говорил о творчестве Брукнера - по его признанию, он уже в девятый раз за свою политическую деятельность открывал этот фестиваль. Но он также говорил и о Сирии, о том, что благодаря разумным подходам удалось избежать международного военного конфликта, военного вмешательства без мандата ООН. "Я рад, что могу сказать это перед открытием 40-го Фестиваля Брукнера".
Разумеется, у австрийцев есть идолы поп-культуры, вызывающие восторг у широких масс. Но не случайно многие политики спешили на открытие 40-го Фестиваля Брукнера. Они знают, за что и почему голосуют их избиратели. Ведь помимо политической культуры партийной борьбы австрийцы оценивают и культуру политиков.