Александр Анисимов: Беларусь - моя вторая родина

На параде оркестров консерваторий государств-участников СНГ 19 сентября в Большом зале Московской консерватории выступит Симфонический оркестр Белорусской государственной академии музыки под управлением своего художественного руководителя Александра Анисимова. Накануне концерта музыкант рассказал "РГ" о том, как ему работается в Минске, и что его по-прежнему связывает с Россией.

Александр Михайлович, по какому принципу вы формировали программу московского концерта?

Александр Анисимов: Над программой мы работали долго и обстоятельно. Нам хотелось, во-первых, выгодно и эффектно представить оркестр, во-вторых, показать произведения самых разных стилей, жанров и, конечно, не забыть о белорусской музыке. В-третьих, познакомить москвичей с молодыми талантливыми белорусскими музыкантами. На концерте будут солировать скрипач Артем Шишков и исполнительница на цимбалах Вероника Прадед.

Чем важен для вас этот концерт?

Александр Анисимов: Думаю, не ошибусь, если скажу, что за 85-летнюю историю Государственного академического симфонического оркестра Беларуси и уж тем более за историю студенческого симфонического музицирования еще не было случая выступления белорусских музыкантов на прославленной сцене Большого зала Московской консерватории. Таким образом, сам факт подобного дебюта для молодых музыкантов очень ответственный и волнующий момент. И я надеюсь, что публика с интересом и удовольствием поддержит наше выступление.

Что стало решающим для вашего согласия возглавить сразу два коллектива в Минске - Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, а также и студенческий оркестр?

Александр Анисимов: Уже больше тридцати лет Беларусь - моя вторая родина и место приложения моих сил, таланта и энтузиазма. Более двадцати лет - это был Большой театр оперы и балета, а сейчас пошел одиннадцатый сезон моей работы с филармоническим оркестром. И тот, и нынешний период - счастливые страницы моей жизни, которые, я надеюсь, еще будут листаться.

Про Россию не забываете?

Александр Анисимов: Мой контакт с Россией, страной, в которой я родился, вырос, учился, не прекращается ни на день, даже когда я нахожусь в Беларуси. В моей биографии долголетнее сотрудничество с Мариинским (Кировским) театром, пять лет работы в Перми и столько же в Ростове-на-Дону. Сегодня я уже третий сезон служу в Самаре, в театре оперы и балета. Это все труды, которыми я горжусь, и работа, которая была оценена Россией высоко. Я - заслуженный деятель искусств России, лауреат Российской национальной премии "Золотая маска". На это успешное долголетнее сотрудничество не повлияло раньше и сейчас не могут повлиять никакие политико-экономические коллизии. Белорусский филармонический оркестр под моим руководством неоднократно участвовал в Днях культуры в Москве. Мои появления за пультами оркестра Большого театра, Большого симфонического оркестра имени Чайковского, "Новой России", мои будущие планы сотрудничества с российскими коллективами, а также регулярные визиты российских звезд классической музыки в Минск - все это красноречиво свидетельствует о том, что в наших дружеских отношениях музыканты впереди всех политиков и экономистов.

Как вы распределяете интересы между всеми "своими" коллективами?

Александр Анисимов: Надеюсь, что моих сил и любви хватает и на белорусских, и на российских музыкантов, и очень надеюсь, что эта любовь у нас взаимная.

Какой жанр для вас предпочтительнее - симфонический или оперный?

Александр Анисимов: Когда я работаю над симфоническим произведением, я обязательно ищу и нахожу в нем драматургию, подобную оперной, интригу и персонажи... А когда я обращаюсь к оперной партитуре, моя задача - проследить ее симфоническую драматургию, выявить ведущую роль оркестра, продумать диалектику баланса вокала и инструментального пласта. Я не могу для себя разделить эти два жанра, они для меня абсолютно равны. Я безумно люблю и тот, и другой.

Что для вас самое важное и интересное в начавшемся сезоне?

Александр Анисимов: Каждый раз мне кажется, что новый сезон - самый интересный. Впереди у "филармоников" ответственные гастроли в Братиславе и Варшаве. В Минске наши почитатели с нетерпением ждут цикл "Все симфонии Чайковского" и цикл "В-А. Моцарт", в Самаре мы готовим три сложнейшие, но очень интересные работы: "Севильский цирюльник" Россини, "Тоска" Пуччини, и "Евгений Онегин" Чайковского. На филармонической сцене в Минске мы обязательно продолжим цикл опер в концертном исполнении, а в Самаре на оперной сцене цикл симфонических вечеров. И, естественно, концерт 19 сентября в Большом зале Московской консерватории должен стать одним из самых ярких событий и в моей творческой жизни и, надеюсь, останется в памяти молодых музыкантов и публики.