В России разработают новую программу подготовки водителей
Узнать, согласовать правила игры и обменяться опытом собрались на семнадцатой международной конференции "Автошкола 2013" в Сочи представители автошкол, ГИБДД, минтранса и минобрнауки.
Первого сентября вступил в силу закон об образовании, а пятого ноября вступят в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения. Эти два закона имеют непосредственное отношение к тому, как готовить водителей. Последний закон, кстати, вводит новые категории и подкатегории. Напомним, что появляется категория "М" для водителей мопедов и скутеров. Также появляются подкатегории "А1" - легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, "В1" - квадрициклы и трициклы, "С1" - грузовики до 7,5 тонны, "D1" - автобусы до 16 мест.
Сдавать экзамены можно будет только после обучения в автошколе. Самоподготовка будет запрещена. Можно будет сдавать на машине с автоматической коробкой передач. Но при этом в правах будет стоять соответствующая отметка. Управлять автомобилем с механической коробкой передач такому водителю будет нельзя.
К вступлению в силу закона должны быть разработаны соответствующие программы и требования к подготовке водителей. Согласитесь, что невозможно учить по-старому, а сдавать экзамен по новым правилам. Эти программы должны быть утверждены правительством. Но к их разработке пока еще никто не приступал. Более того, министерства транспорта и образования не смогли договориться между собой о том, кто же из них вообще эти программы должен разрабатывать.
Согласно закону об образовании водитель должен пройти профессиональное обучение. В настоящее время министерство образования и науки разработало проект постановления правительства "Об утверждении порядка разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий". В этом проекте функция разработки примерных программ подготовки возложена на минтранс.
Однако минтранс не согласовал это постановление и направил свои предложения по этому вопросу. В минтрансе согласны разработать программы подготовки для водителей категорий "С1", "С", "С1Е", "СЕ", "D1", "D", "D1E", "DE". То есть для профессионалов. Но разрабатывать программы для водителей легковых автомобилей, мопедов и мотоциклов в минтрансе не хотят.
В министерстве утверждают, что большинство тех, кто открывает категорию "С", собираются работать на грузовиках. Такой водитель должен не только уметь тронуться с места и выучить правила дорожного движения. Он должен знать правила перевозки, правила крепления грузов.
Лишь 10 процентов из тех, кто получает права категории "В" идут работать профессиональными водителями. Остальные возят себя и свою семью. Зачем, скажем, блондинке, которая собирается ездить от дома до магазина, знать правила перевозки крупногабаритных грузов?
Поэтому в минтрансе считают, что такие программы должно разработать министерство образования и науки, как было и раньше. Пока же министерства выясняют, кто должен писать программы, время идет. Поэтому остается только ждать, кому из них в конечном счете это дело поручит правительство.
Министерство внутренних дел подготовило проект постановления правительства "О допуске к управлению транспортными средствами", а сейчас еще разрабатывает административный регламент по экзаменационной работе.
Изначально предполагалось, что система приема экзаменов будет двухэтапной. Сначала кандидат в водители изучит теорию и упражнения на площадке в автошколе, потом сдаст первый экзамен в ГИБДД и после этого будет допущен к учебному вождению по городу.
Немного ограничили количество попыток сдачи экзамена. Если кандидат не сдал с третьего раза, то следующий экзамен будет назначен не ранее чем через месяц. До третьей попытки - через неделю.
Из-за введения двухуровневого экзамена увеличат срок действия успешно сданного теоретического экзамена. Теперь этот срок составит 12 месяцев, вместо нынешних трех.
Также ГИБДД серьезно ужесточило требования к экзаменатору. Он должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование, иметь открытыми те категории, по которым принимает экзамен, и стаж управления не менее пяти лет.
Также некоторые автошколы, у которых есть своя площадка, машины оборудованы специальными устройствами, позволяющими контролировать прием экзаменов, получат некоторую привилегию от ГИБДД. Инспектор-экзаменатор будет принимать первый этап на их базе. Однако если процент сдачи в этой автошколе будет низким, то экзаменатор может и отказать в этой привилегии.
Примечательно, что предоставлять свое оборудование и свою площадку автошколы будут не безвозмездно. Но этот порядок оплаты пока прорабатывается.