26.09.2013 23:05
    Поделиться

    Главными героями "Киношока" стали жизнерадостные старики

    Жизнь после "Киношока"
    В главные фавориты "Киношока" вышли два мужчины - Ерболат Тогузаков из Казахстана и Виктор Тихомиров из Санкт-Петербурга. Первый получил главный приз - "Золотую лозу" - за лучший фильм "Киношока" и приз за лучшую мужскую роль в фильме "Старик". Что было ожидаемо и прогнозируемо - он играл объективно лучше всех. Как в спорте, когда кто-то бежит на полкилометра быстрее или прыгает на три головы выше - при всем желании не засудят. Второй до последнего дня держал весь фестиваль в напряжении: его "Чапаев Чапаев" оставался главной интригой "Киношока". Помидорами закидают или же лепестками роз дорогу устелют?

    Киноведы труды Виктора Тихомирова оценили. Народные массы выходили после просмотра в сильном умственном затруднении. Фильм Тихомирова чудо как хорош с художественного, в смысле - изобразительного угла зрения. Художник по основной своей профессии, неотрекшийся Митек после провозглашенного (основателями) распада этого питерского художественного объединения, Виктор Тихомиров с такой живописной любовью подходит к выстраиванию каждого кадра и с таким рвением относится к внедрению в ткань каждой исторической детали, что, если воспринимать его произведение просто как серию картин, это было бы одно сплошное загляденье. Но вот с сюжетной линией там дела обстояли гораздо сложнее. Она пунктирная, мерцающая. В духе вполне официальной википедийной биографии самого Тихомирова: в 1955-м - выучился читать. В 1970-м был призван в пограничные войска. В 1977-м поступил в ЛВХПУ им. Мухиной; будучи в колхозе, познакомился с будущими "митьками" - Флоренским и Полисским. С 1984-го участвовал в создании группы "Митьки" и всех выставках и акциях, которым нет числа. В 1992-м на "Ленфильме" в мастерской Германа снял полнометражный игровой художественный фильм "Трава и вода" по собственному сценарию с музыкой Бориса Гребенщикова. Принял участие в восьми международных кинофестивалях. Долго занимался кун-фу, овладел приемами, сломал палец...

    Можно себе представить, что он сделал с биографией Чапаева. Где появление двух негров в отряде Чапаева, танков на поле боя или же метаморфозы самого Чапаева в мирной жизни в капризного самовлюбленного артиста в бенефисном исполнении Ивана Охлобыстина, который не играл - купался в роли, воспринималось как само собой разумеющееся. На просмотре стоял хохот. Но расходились молча. "Положительный пример всегда имеет созидательное свойство: он излечивает человека, придет ему силы, - пояснял в одном из интервью художник и режиссер Виктор Тихомиров. - Мне такая позиция ближе, хотя, конечно, существует огромный массив депрессивного искусства... Но я свою скромную миссию вижу в том, что обнадежить, развеселить зрителя, чтобы он приободрился, а не в могилу с надеждой глядел". Итог его "Киношока" - приз Гильдии киноведов и кинокритиков "Белый слон" и дополнительный приз портала Полит.ру "Фиолетова корова".

    Если у Тихомирова в "Чапаеве Чапаеве" художник вступает в ироничную схватку с историей, то в другом главном фильме "Киношока" - "Старике" - человек ведет неравный поединок с природой. При этом у актера Ерболата Тогузакова обаяния в кадре и за его пределами - море. А история попадания на роль - поучительна: это его самая первая главная роль, за которую он не сражался всеми неправдами, а, напротив, сомневался в правильности выбора режиссера Ермека Турсунова и отговаривал его: "Ты уверен, что я вообще смогу это сыграть?" Ведь до "Старика" он работал администратором, потом директором картин, но никаких азов театра переживания нигде не постигал, что не помешало ему существовать по системе Станиславского так, будто он сам ее изобрел и всю жизнь практиковал. В фильме есть сцена, когда его герой смотрит футбол. Там правдива каждая морщинка.

    Чем еще запомнится минувший "Киношок"? Тем, что важнейшим из всех искусств у нас явился баскетбол - как в фильме Айгарса Граубы "Команда мечты 1935", рассказывающем реальную историю победы латышской баскетбольной команды на чемпионате Европы, после которого о существовании этой маленькой страны на карте узнал весь мир. Тем, что грузинский юмор неискореним никакими политическими режимами и что после длительного этапа депрессивного грузинского кино мы возвращаемся к упоительному жанру грузинских притчеобразных короткометражек, как в картине Георгия Качаравы "Сделано в Грузии... без денег". Тем, что предметом художественного осмысления (точнее, попытки осуществления его), как в комедии Дмитрия Томашпольского и Алены Демьяненко "F 63.9 Болезнь любви", может стать отдельно взятый медицинский диагноз. И вполне себе санитарно-гигиеническая история с неновой лобовой философией о том, что самая опасная венерическая болезнь - это жизнь: во-первых, передается половым путем, а во-вторых, - смертельный исход - стопроцентный.

    Но главным же лейтмотивом "Киношока", витавшим как в его фильмах, так и в его кулуарах с пресс-клубами, можно считать обнародованный сначала в эстонских "Живых картинках" факт: гораздо больший оптимизм теперь стали внушать жизнерадостные старики, а вовсе не жизнерадостные юноши. И что чем старше, тем жизнерадостнее и оптимистичнее становятся люди. Вглядитесь в их лица. Разве можно с этим не согласиться?

    Поделиться