02.10.2013 20:35
Рубрика: Экономика

Значит, вам туда дорога

Новая трасса позволит связать Екатеринбург с Ямалом
Отличная дорожная новость: в западной части Югры, жители которой еще в начале века лишь мечтали о хотя бы сносной транспортной инфраструктуре, сдан в эксплуатацию ключевой 66-километровый участок автострады Югорск - Верхний Казым. Власти автономии говорят как о реальной близкой перспективе об открытии сквозного скоростного сообщения из Свердловской области до Надыма - ямальского города газовиков. Неужели? Это был бы настоящий дорожный прорыв в масштабах Уральского федерального округа.

Югорск - город вблизи границы Свердловской области. Верхний Казым - село у реки, находящееся в относительной близости к ЯНАО. Если их соединить прямой линией, видно меридиональное - четко на север - направление трассы. Сегодня она далеко не в идеальном состоянии. Солидный отрезок тракта, свыше ста километров, принадлежит газовикам, его еще предстоит перевести из корпоративной собственности в региональную и отремонтировать.

Но и этого мало. О сквозном потоке и заикаться не приходится, пока не перебросят мост через Обь. Сейчас близ поселка Андра действует паромная переправа. Не исключено, что сделают понтонную. Здесь же, где река не широка, начнут забивать сваи для будущего моста. Правительство ХМАО уже провело конкурс проектов и из четырех предложенных вариантов выбрало оптимальный - по экологическому, техническому решению и цене. Обойдется объект минимум в 20 миллиардов рублей. Эксперты подсчитали: с учетом времени проектирования и прохождения госэкспертизы строительство займет около четырех лет. Если, конечно, не возникнет проблем с финансированием.

Теперь о сделанном. 66 километров добротного асфальтобетонного полотна с пятью небольшими мостами обошлись бюджету приблизительно в 7 миллиардов рублей. Каждый километр - сто с лишним миллионов. За три года (столько длилась стройка) в тайгу и болота было завезено 208 тысяч тонн асфальтобетонной смеси, в том числе экспериментальной - для испытания новой технологии, должной продемонстрировать высокое качество опытного участка северного шоссе. А вообще, согласно гарантии дорожно-строительной компании новая магистраль должна выдержать до капремонта семь лет.

Для правительства Югры эта дорога пока важна не столько как межрегиональная, сколько межмуниципальная: получат круглогодичное сообщение с Большой землей несколько доселе отрезанных от нее селений "глухих" районов - Советского, Белоярского, Березовского. Ну а когда дорога свяжет наикратчайшим путем Средний Урал с Ямалом, грузопоток по ней вырастет в десятки раз. Правда, власти ЯНАО пока не готовы обсуждать ни цену вопроса, ни сроки. Ведь от Югры до Надыма - еще не одна сотня километров.

Что касается той части автодороги, которая пройдет по территории Среднего Урала - от Ивделя до границы с ХМАО, то ее строительство, как сообщили на сайте правительства Свердловской области, вступило в стадию завершения. По указанию губернатора Евгения Куйвашева прокладку этого участка планируется закончить в течение этого года вместо планировавшихся ранее трех лет. Такое решение принято в рамках обсуждения проекта Уральского полярного транспортного коридора, призванного сократить плечо доставки грузов с Урала на Ямал с 3500 до 1000 километров.

Между тем

А вот юг Тюменской области в обозримой перспективе не соединится с западной зоной северного региона. В 2004-2007 годах о будущей дороге Тюмень - Междуреченский - Урай была написана масса оптимистичных статей и победных релизов. Однако удалось осуществить лишь реконструкцию шоссе до райцентра Нижняя Тавда. Когда строители уперлись в болота, финансирование прекратилось. Аудиторы Счетной палаты области поставили под сомнение "эффективность бюджетных расходов на строительство первой очереди незавершенной дороги". Жаль, что энергия ушла в пиар.