Предзнаменованием "новой волны"казахского кино считают эту картину 29-летнего режиссера, которая в феврале впервые в истории представляла кинематограф Казахстана на Берлинском кинофестивале и завоевало "Серебряного медведя" за выдающееся художественное достижение оператору Азизу Джамбакиеву.
Эмир Байгазин учился в актерской студии при Актюбинском театре, потом поступил в Казахскую академию искусств, участвовал в Азиатской киноакадемии при международном кинофестивале в Пусане, в Лагере молодых талантов при Берлинском фестивале. Это его первая полнометражная картина.
"Уроки гармонии" - схватка добра и зла в рамках одной души, одного богом забытого села и одной школы. Тринадцатилетний Аслан инстинктивно тянется к чистоте, но сталкивается с грязью, насилием и унижением. Он не уверен в себе и, как любой подросток, раздираем комплексами, он хочет расти мужчиной, но в глазах сверстников это значит расти бандитом. И он постоянно оказывается перед выбором: травить других или быть травимым, а третьего в этом мире не дано. Устоит или нет - вот гамлетовский вопрос фильма. Режиссеру удалось вскрыть замкнутую колбу, которую представляет собою внутренний мир подростка, категорически отгороженный от взрослых, и если открытый сверстникам, то, как правило, уродливо искаженным. При этом, в отличие от модных у нас новейших интерпретаций "школьной темы", режиссер умудряется не впасть в безнадегу и чернуху и остается на уровне искусства. Хотя в толстовском "непротивлении злу" его не упрекнешь: фильм отчетливо дает понять, что "собаке собачья смерть". Экзистенциальным триллером взросления и мщения в соединении с магическим реализмом назвал картину журнал Screen: "Гималаи встречаются с Хичкоком". Фильм с успехом прошел по многим фестивалям и теперь закрепил свой триумф в Москве.
Приза за лучшую роль жюри удостоило немецкую актрису Александру Финдер, сыгравшей в фильме Филипа Гренинга "Жена полицейского" - одном из лучших фильмов недавнего Венецианского конкурса и одной из самых мощных и парадоксальных love story, когда-либо зафиксированных в художественном творчестве. Тем, кто пропустил этот шанс увидеть картину в Москве, искренне сочувствую: у такого кино мало шансов выйти на сколько-нибудь массовый экран. Снятый без сценария, фильм напоминает ожившие фото из семейного альбома, где важное и случайное - в одном ряду. Он идет три часа и разбит на 59 глав. "Главой" может оказаться крадущаяся по улице городка лиса, или детская песенка, или сбитый автомашиной олень. Режиссер явно не экономит время. Мы наблюдаем за тем, как мама купает дочку, а отец смотрит телевизор, и как дочка хочет поздравить папу с днем рождения, а тот не хочет просыпаться. За почти сентиментальными семейными коллизиями проступает до поры скрытая драма, из незначительных случайностей складываются закономерности. Авторы подбрасывают нам микродозы интригующей информации, и наше знание об этой семье нарастает медленно, но так, что уже не отведешь глаз от экрана.
Филиппу Гренингу удалось добиться того уровня достоверности актерской игры, когда это уже не игра, а словно бы подсмотренная нами жизнь. Он властно навязывает совершенно ненормальный для современного кино ритм, обдуманно тормозя и действие и само время. И полностью подчиняет себе поначалу, как правило, бунтующий зал. Многие порываются уйти с первых минут, но, ухватив себя за локоть, остаются и становятся свидетелями фильма, возможно, открывшего для кино новые возможности.
Остальные призы фестиваля распределились так. "Лучшей историей" жюри признало сюжет фильма "Молодость" израильского сценариста и режиссера Тома Шовала. "Лучшее изображение" обнаружило в австралийской картине "Руины" режиссеров Амьела Кортин-Уилсона и Майкла Коуди, операторская работа Ари Уэгнера. "Лучший звук" - в американской ленте Сэма Фляйшнера "Осторожно, двери закрываются". В параллельной программе приза "Sensus incognitus / Неизведанные чувства" удостоен фильм Райана Круглера "Станция "Фрутвейл" (США).