15.10.2013 09:55
    Поделиться

    В Туле победить пробки решили с помощью электронных госномеров

    В Туле опробовали инновационную систему управления транспортными потоками

    На XX Всемирном конгрессе по ИТС (интеллектуальные транспортные системы), который пройдет в Токио с 14 по 18 октября, нашу страну представит научно-технический холдинг из Тулы.

    Его сотрудники разработали систему использования электронных автомобильных госномеров для борьбы с дорожными пробками, действующий макет которой и продемонстрируют. Но раньше японских специалистов ноу-хау опробовали в Туле. На минувшей неделе один из перекрестков регулировал "электронный городовой" - так назвали авторы свою разработку.

    Напомним, что в августе глава правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение ряду ведомств (МВД, минкомсвязи, минпромторг и минфин) подготовить предложения по обязательному использованию в автомобильных номерах микрочипов с технологией радиочастотной идентификации (RFID). Речь идет о маркировке госномеров специальными микросхемами, которые по запросам будут передавать записанную на них информацию об автомобиле на считывающее устройство. Передача будет осуществляться с помощью радиосигнала. Предполагается, что применение радиочастотных меток позволит получать полную информацию как о самом транспортном средстве, так и о его перемещениях. Предложения по использованию микрочипов с технологией RFID правительство обязано представить до 6 ноября. А сам эксперимент по "чипированию" автомобилей планируется начать уже в 2014 году.

    Автомобиль, снабженный микрочипом, автоинспекторам не придется останавливать для проверки документов - всю информацию можно снять на расстоянии. Оснащение номерных знаков радиометками позволит исключить ошибки в распознавании автомобилей при определении скоростного режима, облегчит снятие и постановку транспортных средств на учет и оформление страховых процедур. Ведь, по сути, на чипе будет продублирована та же информация, что и в ПТС.

    Сегодня RFID - это мировой тренд. Их успешно применяют для оплаты проезда и парковки. Инновационность же разработки туляков в том, что они впервые применили эти технологии для контроля за соблюдением ПДД и управления транспортными потоками. Система позволяет не только точно идентифицировать автомобиль, но и измерить параметры его движения с точной привязкой к месту и времени.

    Эксперимент оценили и сотрудники УГИБДД: Система может "раскачать" автомобильные пробки

    Для эксперимента был выбран один из не слишком загруженных перекрестков в центре Тулы. Здесь установили обычные светодиодные светофоры, рядом с которыми повесили радиочастотный доплеровский считыватель, под землей расположили индукционные считыватели, а во временном вагончике неподалеку разместился пульт управления. К перекрестку подъезжали автомобили с "чипованными" номерами, их фиксировали, и все, что происходило на перекрестке, в реальном времени отображалось на большом мониторе.

    Конечно, сложно было создать автомобильную пробку с помощью лишь двух имеющихся в наличии автомобилей с электронными номерами. Условной пробкой посчитали ситуацию, когда скорость машин снижалась до пяти километров в час. Как только это происходило, автоматика тут же переключала светофор и давала "застрявшим" машинам зеленый свет.

    - Система управления строится по иерархическому принципу: "перекресток", "квартал", "район" и так далее, - поясняет гендиректор компании-разработчика, доцент кафедры радиоэлектроники ТулГУ Игорь Мацур. - Всем автолюбителям известна такая картина: вы стоите в пробке, загорелся зеленый, две-три машины успели проехать - и снова красный свет. В результате и вы не проехали, и поток не разогнался. Когда не было светофоров, регулировщик запоминал ту машину, которая последней подъезжала к перекрестку на запрещающий сигнал, и затем давал возможность ей проехать вместе со всеми, кто стоял перед ней. Таким же образом он поступал и с пересекающим направлением. В результате очереди выравнивались и уменьшались, поток разгонялся и затор ликвидировался. Наша система работает по такому же простому принципу. Только наш регулировщик - не живой человек, а электронное устройство.

    Эффект от внедрения адаптивного регулирования светофоров подсчитали на факультете транспорта и технологических систем ТулГУ. По словам декана Игоря Агуреева, моделирование алгоритма "Электронный городовой" показало: по сравнению с фиксированным циклом светофора эффективность на простом перекрестке составила 500-700 процентов при интенсивности потока 1800 машин в час, а длина очереди у светофора не превысила десяти машин. Эксперимент оценили и сотрудники УГИБДД. Они подтвердили, что предложенная система действительно сможет "раскачать" автомобильные пробки.

    Кстати, эту систему уже демонстрировали на выставке в Калифорнии, где она вызвала реальный интерес. Теперь же в Тулу посмотреть на работу "электронного городового" приехали представители мэрии американского города Олбани. А начальник отдела Центра организации дорожного движения правительства Москвы Александр Поляк-Брагинский, сообщил, что в планах столичных властей опробовать применимость этой системы в масштабах большого города.

    Поделиться