Новости

29.10.2013 00:45
Рубрика: Экономика

Грузовик меняет форму

Новый коммерческий автомобиль - не роскошь, а средство повышения прибыли
Власти решили поддержать рынок легких коммерческих автомобилей в целом и их российских производителей в частности. Участники рынка надеются, что меры поддержки окажутся действенными и выведут их бизнес на новый уровень.

Мощный импульс развитию рынка новых коммерческих автомобилей может придать инициатива минпромторга. Напомним, что ведомство предлагает ограничить сроки эксплуатации легкого коммерческого транспорта периодом от 7 до 15 лет в зависимости от категории автомобиля. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов. Сейчас автомобили можно эксплуатировать сколько угодно - никаких ограничений нет.

"Характеристика легкого коммерческого транспорта в разрезе возрастных категорий явно свидетельствует о том, что более половины парка (52%) сосредоточено в возрасте 10 лет и более. С 2008 по 2010 гг. количество LCV со сроком эксплуатации более 10 лет увеличилось на 372 тысячи транспортных средств", - отметил Алексей Рахманов. По мнению замминистра, введение подобных ограничений будет содействовать, в том числе, обеспечению безопасности на российских дорогах.

Предлагаемые минпромторгом меры могут позитивно отразиться на производстве и рынке коммерческих автомобилей, испытывающем сейчас не лучшие времена. Ведь по итогам 2013 года российский рынок LCV может сократиться на 10-12%, а его восстановление начнется не ранее 2014 года, прогнозирует агентство "Автостат".

"Конечно, помощь со стороны государства может повлиять на восстановление рынка, - рассказали "РГ" в компании Ситроен Россия. - Особенно в области кредитной политики, программ утилизации, введения ограничений на максимальный срок эксплуатации автомобилей, ну и конечно, положительно отразится на ранке активная поддержка малого бизнеса со стороны государства".

Снижение рынка в компании Ситроен Россия объясняют несколькими факторами. Это стагнация экономики и сокращение автомобильного рынка в целом, большое количество государственных проектов в последние несколько лет, под которые закупались автомобили, а сейчас некоторые из этих проектов либо завершены, либо перешли на меньшие объемы, а также антидемпинговые меры, приведшие к росту цен, в том числе и на продукцию локального производства (фургоны).

Российские производители, разумеется, тоже в курсе проблемы. В компании ГАЗ связывают сокращение рынка LCV в первую очередь с негативными прогнозами по развитию макроэкономической ситуации. "Официальный прогноз минэкономразвития по росту ВВП в 2013 году снижен с 2,4 до 1,8 пункта, - пояснили в Группе компаний ГАЗ. - По нашей оценке рост ВВП менее 2,5% приведет к отрицательной динамике рынка легких коммерческих автомобилей".

Впрочем, по мнению экспертов, рост рынка LCV совсем не за горами. Большинство опрошенных "РГ" компаний считают, что он наступит в следующем году, а некоторые ждут восстановления рынка уже в том году, благодаря эффекту отложенного спроса, ведь покупателям нужно было привыкнуть к новым ценам.

На чем же основаны позитивные прогнозы? Главным образом, на планах господдержки российского автопрома в 2014 году. Согласно проекту федерального бюджета на 2014 год, государство собирается направить на субсидирование российской автомобильной промышленности рекордные 99,25 млрд руб. Для сравнения, по итогам 2013 года суммарные госсубсидии на поддержку российского автопрома должны составить 10,5 млрд руб., то есть почти в 10 раз меньше, чем запланировано на следующий год.

А если будут деньги - и у производителей, и, что тоже очень важно, у покупателей - значит, и рынок восстановится и будет развиваться. На развитие российского рынка надеются иностранные производители коммерческих автомобилей, адаптирующие свою продукцию для наших дорог и потребностей. Так, недавно СП Ford Soller объявило о создании в России научно-технического центра R&D, которое будет интегрировано в глобальное подразделение Ford и, кроме адаптации, будет проводить работы по испытаниям, проектированию, локализации специальных версий LCV. Так что в компании рассчитывают на расширение присутствия в данном сегменте.

3,75 миллиона единиц составляет парк легких коммерческих автомобилей в России

Но СП Ford Soller не первое предприятие автомобильной промышленности, которое обратило внимание на трансформацию LCV. PSA Peugeot Citroen сотрудничает с местными компаниями, которые занимаются трансформацией LCV. "Трансформированные LCV Peugeot появились в 2008 году, а Citroen - в 2010 году. Такие легкие коммерческие автомобили, будь то микроавтобусы, медицинские автомобили, изотермические, промтоварные фургоны, рефрижераторы, бортовые платформы и другие версии, переделанные в России, составляют половину от всех продаж LCV PSA (Рeugeot socie'te' anonyme; переводится как Акционерное общество Рeugeot) на нашем рынке. Ну а возможность производства трансформируемых автомобилей в России благотворно влияет на цену автомобиля по сравнению с аналогичными импортируемыми версиями автомобилей, - рассказали в PSA. - Рынок очень конкурентный, поэтому каждая компания борется за покупателя, стараясь предложить оптимальный продукт по наиболее привлекательной цене. Именно поэтому мы уделяем особое внимание трансформации автомобилей на территории России, что обеспечивает наилучшее ценовое предложение для клиента с одной стороны, а с другой учитывает специфичные потребности местного бизнеса".

Российским производителям коммерческой техники, слава богу, не нужно адаптировать ее к нашему рынку. Так что они расширяют дилерские сети, выводят новые модели и открывают новые производства. Так, Группа ГАЗ продолжает активно развивать сбытовую и сервисную сеть на территории России. В частности, компания открыла сразу два дилерских центра - в Твери и Аксае (Ростовская область). А совсем недавно новый дилерский центр появился и за пределами России в Ереване, а также состоялась первая в Армении презентация легкого коммерческого автомобиля нового поколения "ГАЗель Next".

Зарубежные производители расширяют производство в нашей стране, что говорит об их видах именно на российский рынок. Немецкий Daimler запустил производство автомобиля Mercedes-Benz Sprinter Classic на мощностях Горьковского автозавода. Модель предложена в пяти модификациях: фургоны грузоподъемностью 3,5 тонны, а также микроавтобусы вместимостью 16-20 человек. Французский Рено обновил каблучки и рассматривает проект по созданию производства легких коммерческих автомобилей на мощностях ЗИЛа.

На российский рынок выходят и "родные" LCV иностранных производителей. Например, Citroen представил на Международном Грузовом Автосалоне "Комтранс-2013" новую модель Jumpy, мировая премьера которой прошла на Женевском автосалоне в марте 2012 года. Новинка будет доступна в двух версиях - грузовой Fourgon и пассажирской Multispace. А японский Nissan планирует стать крупнейшим в мире производителем легких коммерческих автомобилей к концу 2016 финансового года. Как отмечается, эта цель будет достигнута благодаря выходу компании на новые рынки, развитию стратегических партнерств и значительному росту продаж на традиционных рынках. Так что российским перевозчикам, перед которыми возникнет задача обновления автопарка, будет из чего выбирать.

Современные легкие коммерческие автомобили, в отличие от устаревших, могут повысить эффективность предприятия, а благодаря мерам государственной поддержки новый каблучок, микроавтобус или фургончик станет для наших компаний не роскошью, а средством повышения прибыли.