29.10.2013 00:20

Упали и отжались

Россия может стать самым крупным рынком сбыта европейских грузовиков
Падение продаж грузовых автомобилей в России не пугает производителей, которые планируют не только расширять уже имеющееся производство в нашей стране, но и создавать новое.

По данным Росстата, производство грузовых автомобилей в январе-августе составило 126 тыс. единиц, что на 6,7% ниже показателя годичной давности. В прошлом месяце с российских конвейеров сошло 17 тыс. грузовиков - это на 8,1% меньше, чем годом ранее. Продажи, соответственно, тоже упали. В группе компаний ГАЗ отрицательную динамику производства и реализации связывают с негативными прогнозами по развитию макроэкономической ситуации, из-за которых клиенты приостанавливают инвестирование в обновление транспортного парка. Почувствовали замедление и в Scania, но там уверены, что это явление временное. "В отличие от европейского рынка, где складывается непростая ситуация, российский сегмент обладает потенциалом и занимает достаточно устойчивые позиции, чтобы противостоять финансовым проблемам, которые коснулись рынков Европы и Азии, - объясняет Андрей Чурсин, коммерческий директор компании "Скания Русь". - Продажи грузовиков в будущем в России, на мой взгляд, будут продолжать расти. Возможно даже, что Россия станет самым важным рынком сбыта для Европы".

Но не в этом году. Сейчас продажи падают. "Отталкиваясь от статистики продаж грузовых автомобилей в 2013 году, - поясняет Дмитрий Швед, директор по маркетингу Ивеко Руссия. - Мы прогнозируем суммарный объем проданных грузовиков полной массой от 3,5 тонны в 195 тыс. автомобилей, или 5% к результату 2012 года.

Возможно, перспектива роста российского рынка и подтолкнет иностранных производителей налаживать производство в России, несмотря на временное падение рынка. Так, в Москве на международном автосалоне COMTRANS 2013, прошедшем в сентябре, компания MAN представила и передала клиенту первый грузовик MAN TGS, собранный в России на питерском филиале. Несмотря на проблемы с согласованием с органами власти, завод открыл производство в тестовом режиме в начале года и только в июле после оформления всех документов смог начать официальную работу. Первым плодом деятельности компании в России стал тягач, который уже отправился бороздить просторы России.

Японцы тоже размышляют о создании производства в России. Крупнейший японский производитель грузовиков Hino, входящий в группу Toyota, может организовать выпуск своей техники у нас. Решение будет принято после того, как продажи компании в России достигнут 5 тыс. штук автомобилей в год. На этот объем Hino рассчитывает выйти к 2016 году. В прошлом году японская компания, глобальные продажи которой составляют около 140 тыс. грузовиков в год, продала на российском рынке около 2000 штук (+50%), в 2013 году планирует реализовать 2400.

"Автотор холдинг", создающий масштабный автокластер в Калининградской области, планирует с января 2014 пустить там производство грузовиков Tata Daewoo на мощностях в 2000 автомобилей в год и уже в марте того же года начать их продажи. А Volvo и Renault Trucks под Калугой будут выпускать кабины, включая их сварку и окраску. Заинтересовались нашим рынком и США. Американский производитель грузовых автомобилей и автобусов - Navistar International - возобновляет поставки продукции на российский рынок. В планах компании и развитие сети авторизованных сервисных станций в крупных российских городах.

Улучшение сервиса для клиентов, кстати, - общая и приятная тенденция. Чтобы если не увеличить, то хотя бы сохранить рентабельность, производители грузовой техники стремятся расширить спектр сервисных продуктов и повысить уровень и качество услуг. Scania, например, разработала готовое решение по сервису - "Сервисные Контракты", включающие весь комплекс работ по регламентному техническому обслуживанию, защите силовой линии. "Контракт действует на выбранный период и составляется с учетом особенностей эксплуатации автомобиля, - поясняет Андрей Чурсин. - Также для большего удобства клиентов Scania продолжает активно расширять дилерскую сеть в России: только в 2013 году были открыты новые станции в Тольятти, Петрозаводске, Кирове, Набережных Челнах, Иркутске, Вельске и в Кургане".

IVECO же для стимулирования спроса предлагает комплекс мероприятий. Во-первых, на имеющиеся тягачи в специальных комплектациях зафиксированы рублевые цены. Так, стартовая цена IVECO Stralis начинается от 3,19 млн руб. Помимо этого стал доступен для заказа пакет "Безопасность" по специальной цене, куда входят ксеноновые фары, ESP, активный круиз-контроль и еще целый ряд оборудования, облегчающего труд водителя. Выгода покупателя при заказе пакета составляет 250 тыс. рублей. Покупателям предоставлена возможность взять IVECO Stralis на тест-драйв.

А компания "ДАФ Тракс Рус" в июле этого года организовала два выездных мероприятия для клиентов и дилеров DAF в Нидерландах с посещением завода, дистрибьюторского центра запчастей PACCAR PARTS и участием в тест-драйве.

"Благодаря таким мероприятиям, мы лучше узнаем наших клиентов, их потребности и возможности, а клиенты, в свою очередь, имеют возможность убедиться в том, что они выбрали правильного партнера", - считает Ари Хендрикс, генеральный директор российского представительства DAF.

Во время выезда в Нидерланды "ДАФ Тракс Рус" максимально подробно предоставил информацию о существующей современной линейке автомобилей стандарта Евро-5, отличающихся надежностью, низкими эксплуатационными расходами и предоставляющими настоящий комфорт для водителя. Были представлены и новинки грузовых автомобилей DAF, разработанных по новому стандарту Евро-6 - это модели LF и CF. А во время тест-драйва клиенты и дилеры смогли лично протестировать работу различных моделей всех существующих серий грузовиков этой марки.

Компания DAF является вторым по величине производителем грузовых автомобилей в Европе, и по-прежнему остается номером один в производстве тягачей. В России DAF постоянно увеличивает свою рыночную долю. Одной из важнейших задач компании в России является развитие дилерской сети. И сегодня в РФ авторизовано 20 сервисных станций DAF.

Отечественные производители не собираются отдавать рынок без боя. КамАЗ, например, недавно начал серийное производство нового магистрального тягача КамАЗ-5490, который должен стать флагманом этого сегмента продукции Набережных Челнов. Он был представлен на COMTRANS. По оценкам маркетологов КамАЗа, новая модель позволит увеличить долю завода в сегменте магистральных тягачей с 2-5% до 25%. Нельзя не заметить, что сотрудничество с Mercedes-Benz пошло на пользу КамАЗу: на новом тягаче - новая кабина на основе кабины Mercedes-Benz из семейства Axor, двигатель Mercedes-Benz, коробка передач ZF, задний мост Daimler. Но уровень локализации компонентов, которые будут использоваться при создании этого автомобиля, составит 60%. Все остальное - от местных поставщиков и совместных предприятий, выпускающих свои автокомпоненты в Набережных Челнах.

Не дремлют и нижегородцы. "Группа ГАЗ" рассматривает возможность в ближайшие 5 лет инвестировать до 11 млрд руб. на обновление продуктовой линейки и модернизацию производства автомобильного завода "Урал", заявил президент "Группы ГАЗ" Бу Андерссон. Стратегия развития предусматривает как модернизацию выпускаемой продукции, так и создание новой линейки автомобилей "Урал" увеличенной грузоподъемности с новой кабиной, а также повышение эффективности системы продаж и сервисного обслуживания.

На московском заводе ЗИЛ ситуация неоднозначная. Бывший гигант грузового автомобилестроения переживает не лучшие времена. За последний год появлялось много информации о том, что на территории завода организуют сборку автомобилей китайский автопроизводитель Dong Feng, корейский Hyundai, Renault, Iveco, Daimler, Jeep, а также наши - речь идет о микролитражке "Мишка" и даже Ё-мобиле. Но пока с завода вывозят металлолом из заброшенных цехов и идет оптимизация численности персонала. Ну, а производство перспективного "ЗИЛ-432940" с новой рамой, подвеской, оперением и двигателем от ММЗ, соответствующий Евро-4, пока не начато. Но если перспективы роста у рынка просматриваются, возможно, ЗИЛ сможет выкатить новый грузовик в момент роста продаж в этом сегменте.

Пока же в сегменте средних грузовиков от 6 до 16 тонн падение, по оценкам Дмитрия Шведа, составит 8% по итогам года, объем рынка не превысит 30 тыс. автомобилей. "Причем доля европейских производителей в этом сегменте продолжает расти. Это в первую очередь связано с растущим спросом со стороны крупных компаний FMCG сегмента, стремящихся к оптимизации своей логистической цепочки, - объясняет он. - В сегменте тяжелых грузовиков рынок просядет еще сильнее - на 22%, суммарный объем составит около 70 тыс. автомобилей, сократившись на 20 тыс. единиц. В тяжелом сегменте мы наблюдаем одновременно две тенденции - высокие объемы строительства позволяют говорить о достаточно сильном спросе на строительные машины, одновременно с этим произошло сильное падение спроса на магистральные тягачи, почти все импортного производства. Причин тому несколько - мысли перевозчиков о возможном снижении или отмене утилизационного сбора на импортные машины, общее снижение рынка грузоперевозок из-за замедления роста экономики, законодательные проблемы"