На трассе "Россия" под Тверью учились бороться с заторами

На федеральной автомобильной дороге М10 "Россия" в Тверской области прошли совместные учения  дорожных служб, МЧС и ГИБДД по предотвращению и ликвидации транспортных заторов.

Для отработки взаимодействия всех трех ведомств был выбран участок дороги близ города Торжок Тверской области. Участок опасный: достаточно сказать, что именно здесь, на разъезде с пригородной дорогой, весной этого года произошло резонансное ДТП, в котором погибли четыре пассажира маршрутного автобуса и еще восемь получили ранения.

Никто не скрывал, что главным поводом к совместной тренировке стал прошлогодний 48-часовой снежно-транспортный затор, случившийся как раз на тверском участке трассы. Наоборот: в задачу дорожников, спасателей и автоинспекторов входила как раз отработка взаимодействия в случае ЧП. За их действиями наблюдало все руководство Федерального дорожного агентства (Росавтодор), руководители управлений федеральных дорог от Калининграда до Южного Урала, а также руководители силовых структур Тверской области и многочисленные журналисты.

Это были первые в России учения, когда реально останавливали движение по трассе. То есть моделирование ЧП проходило в условиях, максимально приближенных "к боевым".

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт, принявший участие в работе оперативных групп, сообщил, что его ведомство постаралось максимально смягчить последствия учений для водителей, двигавшихся в те часы по трассе:

- Мы выбрали день недели - среду, так, по нашей статистике, движение по М10 в середине недели не столь интенсивное, как в остальные будние дни. Выбрали время суток - с 14:00 до 16:00, когда многие дальнобойщики обедают. Словом, учли интересы пользователей дороги.

Тем не менее, полностью отказаться от перекрытия движения по "России" было нельзя: ведь именно отсутствие координации действий экстренных служб год назад привело к тому, что в пробке оказались запертыми тысячи машин.

- Если бы не было остановки движения в прошлом году, дорожники не справились бы с ситуацией, но пробку спровоцировала именно остановка движения, - скажет после завершения учений замруководителя Росавтодора Игорь Астахов. - Чтобы этого не повторилось, мы и организовали тренировку в реальных условиях.

Поэтому ровно в 14:00 30 октября патрули ДПС остановили транспортный поток на "России" в обоих направлениях. По легенде, на дорогу выпало аномальное количество осадков, и это спровоцировало крупное ДТП с участием трех автомобилей на въезде в Торжок. Подоспевшие подразделения МЧС развернули спасательную операцию, бригада "скорой" эвакуировала пострадавших и погибших, оперативный штаб управлял процессом, а спецтехника мобильной бригады Росавтодора освобождала проезжую часть от искореженного металла. Затем дорожники разобрали металлическое ограждение между направлениями, спилили автогеном опоры, очистили проезжую часть от битого стекла, мусора и крови, после чего инспектора ДПС открыли реверсивное движение, а затем и возобновили его в штатном режиме. Все как обычно, все как в жизни. Пробка длилась не более 20 - 25 минут, и за последующие 20 минут полностью рассосалась.

С воздуха за происходящим наблюдал беспилотник, одновременно ведя видеозапись учений.

Словом,тренировка прошла без сучка и задоринки. Будет ли так и в жизни, если погода вновь преподнесет водителям - пользователям трассы "Россия" - новые сюрпризы, если механики окажутся не столь расторопными и вовремя не переобуют машины, если рельеф местности (на том же тверском участке) вновь заставит буксовать на подъемах даже фуры, оснащенные противогололедными цепами? Эти вопросы волновали многих наблюдателей. Прозвучало, например, мнение, что достаточно было год назад всего лишь "спилить" ограждение, и "Россия" поехала бы еще в первый день стояния, - пускай и медленно, пускай и рывками. Почему этого не сделали тогда хотя бы на отдельных участках, там где это было возможно, исчерпывающего ответа нет до сих пор.

Впрочем, Роман Старовойт убежден: этой зимой повторения транспортных коллапсов на федеральных трассах не будет:

- Дорожные службы сделали выводы из прошлых ошибок и подготовились к зиме тщательно, -  сказал он журналистам. - В частности, мы заблаговременно провели конкурсные процедуры, по итогам которых победители получили право пятилетнего содержания дорог, что позволяет им заранее планировать работы и перевооружаться.

Зима покажет, кто прав: оптимисты или скептики. На трассу "Россия" она придет уже через несколько недель.

Кстати

Аналогичные учения (только уже с другими легендами) Росавтодор провел (и будет проводить в ближайшие декады) еще на нескольких федеральных трассах.