Читатели "РГ" предлагают продавать оставшийся хлеб со скидкой. Но депутаты пока говорят лишь о том, чтобы ограничить возврат 5 процентами от партии.
"Отношения ретейлеров и поставщиков хлеба накалились до критической точки. "Сетевики" возвращают партии непроданной продукции, по несколько тонн", - описывает ситуацию один из авторов проекта, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков.
"Доля возвращаемой торговыми сетями хлеба с истекшим сроком реализации составляет в среднем 8-10 процентов, а по некоторым позициям до 20 процентов и всегда превышает возможности предприятий по его переработке", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа указывают, что в этой ситуации пекарные предприятия фактически принимают на себя риски торговли по сделанным ими заказам, несут убытки от реализации, утилизации и транспортным расходам по доставке этой продукции.
Возможность продуктовых магазинов заключать контракты с поставщиками при условии возврата непроданных товаров сегодня предусматривается в Законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Многие сельхозпроизводители, в том числе и пекари, идут на это, в борьбе за крупных покупателей - сетевые магазины. Авторы законопроекта указывают, что в этой ситуации хлебопекарные предприятия фактически принимают на себя риски торговли по сделанным ими заказам, несут убытки от реализации, а также убытки от утилизации и транспортным расходам по доставке этой продукции.
Инициатива депутатов - очень своевременная, считает президент Российского союза пекарей Анатолий Косован. "Понимаете, переработать можно и весь возвращенный объем, но это уже будет с потерей качества, что недопустимо", - объяснил он "РГ". И все же лучше, чтобы возвратов вообще не было, продолжает эксперт. "Производители должны выпускать столько, сколько необходимо, а торговые сети - четко представлять объем продукции, которую они смогут реализовать без возврата", - считает Анатолий Косован.
Поддержал он и идею читателей "РГ" - продажу возвращенного хлеба по сниженным ценам. Но с оговорками. Во-первых, это можно сделать только через магазины при предприятии. Во-вторых, реализовать можно только качественный хлеб. Ведь не секрет, согласился эксперт с мнением корреспондента "РГ", что "есть такие булки и батоны, которые уже на второй день есть не станешь, а есть, что и на третий день они практически не теряют своих вкусовых качеств". В-третьих, продумать моральный аспект. "Мы можем зафиксировать внимание на неимущих, подчеркивать их социальный статус, предлагая просроченную продукцию", - предупреждает Косован.
В то же время, прокомментировали "РГ" идею депутатов в одной из крупных торговых сетей, этот вопрос лежит, скорее, в плоскости саморегулирования и бизнес-договоренностей, а не законодательных инициатив. И процент возврата, и даже сам факт таковых - предмет обсуждения партнеров и не одинаков для разных ситуаций, групп хлебобулочных изделий, считают представители торговли. "Для крупных производителей, готовых плотно взаимодействовать с ритейлером и участвовать в настройке автозаказа и объема поставки, возвраты минимальны. Для новых сортов и вкусов избыточные поставки могут являться частью маркетинговой стратегии - обеспечить 100 процентов товара на полке в любое время, чтобы покупатель его распробовал", - рассказали "РГ".
От крупных хлебокомбинатов запросы, связанные с серьезным объемом возвратов, вряд ли поступают, сомневается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Скорее эти проблемы - это удел средних и мелких производителей", - уверен он. Кстати, по данным компании "АМИКО", 49 процентов покупок хлеба совершается в продуктовых магазинах, 25 процентов - в супермаркетах. И 21 процент - в хлебных киосках.