05.11.2013 00:35
Рубрика: Франция

За рулем президента

Корреспонденты "РГ" заглянули в автопарки зарубежных министерств и ведомств
Верхний эшелон французских чиновников, так уж здесь заведено генералом Шарлем де Голлем, пользуется исключительно продукцией национальных автомобилестроителей.
Интересные факты об автопарках чиновников в разных странах

Можно себе представить, какой получился бы скандал, если кто-либо из министров приехал в Елисейский дворец, скажем, на "БМВ" или, не дай бог, "Мерседесе". Только на французской "тройке" - "Пежо", "Ситроене", "Рено". Таков порядок. Впрочем, даже если высокопоставленному "слуге народа" - Пьеру или Жану - захотелось раскатывать на "иностранце", у него это не получилось бы по той причине, что пополнение автопарка министерств и ведомств во Франции происходит исключительно через государственный закупочный центр UGAP. В его же каталоге представлены "стальные кони" только из упомянутых национальных гигантов.

Этот центр работает на государственные структуры, обеспечивая их всем необходимым и по божеским ценам. Что касается автомобилей, то "угаповцам" удается получать на них скидки вплоть до 40, а иногда и более процентов от исходной стоимости.

Как рассказывала "РГ" эксперт по автомобильному рынку журнала "Аутоплюс" Сандрин Дарре, времена, когда руководители министерств могли рассчитывать на машины "бизнес-класса", такие как, скажем, "Пежо 607" или "Ситроен С 6", канули в Лету. Сейчас, по ее словам, всему высшему чиновничеству Франции спущено из Елисейского дворца указание вести себя скромнее. Как говорят французы, наступили времена "тощих коров", то есть с деньгами у государства дела обстоят из рук вон плохо. Надо экономить на всем, включая автотранспорт. Кстати, пример показал сам Франсуа Олланд, выбравший в качестве официальной машины "Ситроен" среднего класса - DS5, базовая модель которой стоит порядка 30 тысяч евро. Понятно, что его DS5 обошелся государству дороже - ведь его надо было снабдить спецсвязью, а также бронировать.

Репортеры устраивают "проверки на дорогах" - садятся на хвост министру и катаются за ним, засекая нарушения

Так вот нынешним министрам через все тот же UGAP закупили авто "среднего" или, как здесь его называют, "фамильного" класса. В основном "Пежо 508" - этой моделью пользуются, в частности, главы французских МВД, МИДа, министерства спорта. А вот министр транспорта Фредерик Кювилье пересел на скромных размеров "Пежо 308". Наверное, посчитал, что престижнее - не ездить в лимузине, раздувая щеки, а эффективно работать на благо отечества.

Многих чиновников, которые до прихода Олланда могли рассчитывать на "государевы колеса", вообще лишили доступа к ним. Так, если раньше ближайшие сотрудники того или иного министра обеспечивались служебными автомобилями, то сейчас этой привилегией пользуется только начальник его кабинета. Эта мера также укладывается в рамки нынешнего "затягивания поясов": рассчитанная на несколько лет и начатая еще прежним правительством программа сокращения государственного автопарка на 10 тысяч единиц должна быть завершена к концу этого - началу будущего года.

Что касается руководителей региональных структур самоуправления, то они приобретают автотранспорт, черпая средства из местного бюджета. Правда, опять-таки через UGAP и на основе определенных Парижем принципов.

В целом же использование машин чиновникам строго регламентировано. Только по служебным нуждам. Правда, руководителям ведущих министерств, таких как иностранных и внутренних дел, обороны, по соображениям безопасности разрешено ими пользоваться на постоянной основе.

Как поведала Сандрин Дарре, расход горючего госавтопарком находится под жестким контролем и осуществляется в рамках лимита, отведенного на то или иное ведомство. Однако без фанатизма: служебная необходимость учитывается при всех обстоятельствах. Использование автотранспорта в личных целях, допустим, отправить шофера вместе с женой за покупками, дело во Франции очень рискованное. Достаточно такой информации попасть в прессу, и карьера в лучшем случае будет подпорчена, в худшем - завершена. Французские чиновники об этом хорошо знают и стараются не подставляться. Тем более если учесть, что репортеры, в частности из журнала, где работает Сандрин, регулярно устраивают "проверки на дорогах". Садятся на хвост тому или иному министру и катаются за ним, засекая нарушения. Нарушения правил дорожного движения не раз фиксировались, а вот нецелевого использования служебной машины - пока нет.

Прощание с "Амбассадором"

Текст: Артем Санжиев ("Российская газета", Дели)

Долгое время индийские чиновники пользовались услугами скромного на первый взгляд, но очень надежного "Амбассадора". Этот представитель индийского автопрома верно служил им в течение нескольких десятилетий. На нем ездил даже премьер-министр. Но постепенно на смену ему пришли неприхотливые в обслуживании и комфортабельные модели совместных индийско-японских предприятий. Теперь ряды "Амбассадоров" редеют с каждым годом.

Весь чиновничий аппарат Индии ныне пользуется исключительно отечественными автомобилями. Исключение составляют первые лица государства. Так, глава правительства и президент передвигаются на дорогих бронированных немецких авто. Для машин обычных чиновников специальной защиты не предусмотрено, хотя в Индии нередки теракты, а на востоке страны случаются нападения вооруженных групп маоистов. В Индии машина - это не только удобный способ передвижения, но и признак высокого статуса чиновника. Особенно почетно, если автомобиль служебный. Поэтому некоторые из слуг народа не спешат расставаться с полюбившимся автомобилем.

ЦИФРА: 700 случаев нецелевого использования служебных машин выявила только за один рейд полиция в Дели

- Незаконное использование государственной машины не редкое явление в Индии. Например, в прошлом году в Мумбаи чиновник после ухода на пенсию два месяца пользовался служебным автомобилем. После разбирательства ему был отправлен счет на 375 тысяч рупий (примерно 7 тысяч долларов), но какого-либо другого наказания не последовало, - рассказал "РГ" корреспондент местной газеты. - Были случаи, когда чиновники имели по две-три машины вместо положенной одной или вообще не имели права на служебный автотранспорт, но пользовались им как в служебных, так и в личных целях.

В последнее время власти стали более жестко контролировать использование служебных машин, в том числе со спецсигналами. В ходе последней операции в Дели местная полиция задержала 700 нарушителей, каждый из которых заплатил штраф в размере 3000 рупий (около 50 долларов).

Авто не по чину

Текст: Анна Розэ ("Российская газета", Берлин)

В августе должен был распрощаться с постом госсекретаря в министерстве сельского хозяйства земли Нижняя Саксония политик от партии "Союз-90"/"зеленые" Удо Пашедаг. Причиной стал автомобиль. Госсекретарь заказал себе машину не по чину: причитающейся ему "Ауди А6" он предпочел "Ауди А8" в комфортабельном варианте. Политик объяснил свой выбор необходимостью пощадить свою спину. Для этого ему во время дальних переездов якобы были необходимы массажные сиденья, которые предлагаются только в более дорогой модели - естественно, с более мощным мотором.

Скандал просочился в местные СМИ, а затем перешел и на общефедеральный уровень. Народ возмутился. Разбирательства в земельном парламенте длились несколько недель. В конце концов, премьер Нижней Саксонии уступил требованиям общественности и снял "зеленого" госсекретаря с занимаемой должности.

ЦИФРА: 6 машин "повышенного среднего класса" - таков средний автопарк немецкого министерства

В "автомобильной" стране Германии использование служебных машин строго ограничено. Лишь главы и госсекретари федеральных и земельных министерств имеют право на служебный автомобиль с шофером. При этом министры и, как правило, один из госсекретарей считаются не чиновниками, а парламентскими сотрудниками и, следовательно, занимают свои посты в течение избирательного срока, во время которого их партия находится у власти. Как рассказал "РГ" официальный представитель МВД Филипп Шпаушус, обычно в министерствах есть и свой автомобильный парк из пяти-шести машин. Ими пользуются высокопоставленные сотрудники при срочной необходимости. Однако эти машины не закреплены за определенными чиновниками.

Все автомобили оплачиваются из бюджета министерств по расходной статье "средства оснащения". Поэтому министерства вынуждены экономить и отказываться от излишеств. Использоваться могут лимузины "повышенного среднего класса". В основном, это машины немецких марок "Ауди", "БМВ" и "Мерседес". Дополнительного оснащения в них не предусмотрено, допустим только стандартный вариант. Кроме того, в век смартфонов отпала необходимость компьютеров и служебных телефонов в машинах. Для министров внутренних дел, обороны, иностранных дел и канцлера ФРГ спецавтомобили предоставляет Федеральное управление уголовной полиции, ответственное за обеспечение их безопасности.

Использовать автомобили можно как в служебных, так и в частных целях с одним "но": все частные поездки должны оплачиваться из собственного кармана. Шофер обязан вести книгу учета, отмечать цель и километраж всех поездок. Политикам рекомендуется не ездить на служебной машине в отпуск, как это некогда сделала бывшая министр здравоохранения Улла Шмидт, которая приказала своему шоферу приехать из Германии в Испанию - якобы для того, чтобы забрать ее с конференции.

Бензина - залейся!

Одной из причин другого подхода является то, что стоимость автомобилей в Турции несколько выше, чем в России, и средняя машина стоит здесь процентов на 30-35 дороже за счет более высоких налогов и пошлин. Накладывает определенный отпечаток и качество дорог. Они даже в самых глухих окраинах очень хорошего уровня.

Эти факторы сказываются и на выборе автомобилей для местных чиновников. Сразу оговоримся, что собственных турецких производителей легковых автомобилей не осталось, работают лишь заводы по сборке "иномарок". Так, мэр одного не очень крупного города ездит на собранном в Турции Renault Megane. Кстати, срок эксплуатации автомобилей для чиновников в среднем 5-6 лет. Госслужащий рангом повыше, например губернатор региона, может рассчитывать на более представительный, но не самый дорогой автомобиль. Чаще выбор падает на модель одного из немецких автоконцернов. А вот японские машины у местных начальников особой популярностью не пользуются.

Если говорить о руководителях различных ведомств или министерств, то здесь гараж состоит уже из автомобилей представительского класса, произведенных в основном кем-то из так называемой немецкой "большой тройки". Чаще всего это серийные модели, однако при необходимости они могут быть бронированными с дополнительной доработкой.

Примечательно, что госслужащие даже не самого высокого ранга получают автомобиль вместе с водителем. Однако при желании чиновник может и сам сесть за руль. Более того, он имеет право доверить баранку кому-то из родственников, но для этого предварительно необходимо получить разрешение начальника и выписать соответствующую доверенность. Если этого не будет сделано и автомобиль станет виновником ДТП, то чиновнику не избежать серьезных последствий с судебным разбирательством.

Несмотря на то, что цены на бензин в Турции одни из самых высоких в Европе, лимита для чиновника нет. Он может заправляться столько, сколько необходимо. Нет и ограничений по километражу. Госслужащий имеет право использовать машину в праздники и выходные, может отправиться на служебном автомобиле к месту отдыха или подвезти родственников.

Рациональный подход к выбору служебного автомобиля соседствует в Турции с достаточно большой свободой при его эксплуатации. А нечастое обновление автопарка для чиновников среднего звена заставляет бережнее относиться к своему "железному коню".

Чиновники остались без "мигалок"

Текст: Мария Купцова ("Российская газета", Вашингтон)

В качестве машин для федеральных и региональных чиновников в основном используются большие представительские седаны с двигателями внушительного объема: Ford Crown Victoria и Cadillac DTS. Народные избранники - члены Конгресса передвигаются на представителе аналогичного класса Lincoln Town Car, который считается одним из наиболее безопасных на американском рынке. Такие машины отличаются плавностью хода, благодаря длине около 5,5 метра предлагают много пространства для пассажиров, а большой объем двигателя выливается в круглые суммы на заправках. В качестве альтернативного или личного автомобиля большинство высокопоставленных чиновников предпочитают еще более крупный и "прожорливый" внедорожник Chevrolet Suburban.

Служебное авто можно использовать только для рабочих поездок или передвижения из дома в офис и обратно

Однако времена меняются, и мода на экологию и экономию не обошла стороной даже США: в 2009 году администрация президента США Барака Обамы анонсировала масштабную программу по приобретению энергосберегающих и гибридных автомобилей для государственного пользования на сумму около 300 миллионов долларов. Обама тогда подчеркнул, что программа, в рамках которой у компаний General Motors, Chrysler и Ford было заказано 17,6 тысячи машин с низким расходом топлива, одновременно поддержит и американский автопром. Из этой суммы 15 миллионов долларов было израсходовано на покупку авто с электрическим двигателем. Работающих в федеральных органах власти обеспечивает специальное агентство - Управление служб общего назначения, на балансе которого около 210 тысяч служебных автомобилей. На уровне штатов средства выделяются уже региональными властями.

Между тем

Если на повышенный расход топлива у автомобилей "слуг народа" американские налогоплательщики смотрят сквозь пальцы, то нецелевое использование служебной машины может обернуться для чиновника немалыми проблемами. Например, несколько лет назад журналисты засняли, как автомобиль заместителя мэра Нью-Йорка Кэрол Роблес-Роман объезжал пробку с включенными проблесковыми маячками и воем сирены. Видео разгневало рядовых горожан, и после того, как выяснилось, что никакой чрезвычайной причины для использования мигалок у Роблес-Роман не было, градоначальник отдал распоряжение демонтировать их с машины своего заместителя. Более того, прецедент привел к тому, что мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг распорядился снять проблесковые маячки с 255 служебных автомобилей городских властей, оставив такое право только за четырьмя чиновниками и машинами экстренных служб.

На рыбалку - уволен

Текст: Иван Карташов ("Российская газета", Бразилия)

Система использования служебного автотранспорта в Бразилии очень гибкая. В теории министр может ездить на лизинговой машине, за рулем которой будет сидеть водитель, работающий на частную компанию. На практике же правительство закупает автомобили для всех чиновников, от министров до руководителей министерских департаментов.

Требования, которые предъявляются к служебному автотранспорту, включают в себя опции, присущие любой машине представительского класса. При этом в тендере всегда выигрывает самое дешевое предложение. И хотя предпочтение отдается автомобилям, произведенным на заводах в Бразилии, выиграть тендер может любая компания, даже та, что не имеет производственных мощностей в стране. Сегодня самой распространенной машиной среди бразильских чиновников является Renault Fluence, собранная в Бразилии.

Служебные автомобили здесь используются исключительно в рабочих целях. Автомобиль можно использовать также, чтобы отъехать на обед, ведь в любой момент слугу народа могут вызвать на совещание к руководству. Правда, если в обеденное время он поедет на служебной машине по магазинам или в фитнес-центр или же отправит автомобиль с прислугой, чтобы подстричь собачку жены, у него могут возникнуть большие проблемы, вплоть до увольнения. Подобные скандалы уже имели место и заканчивались обычно печально - увольнение с запретом занимать руководящие должности в государственных учреждениях. А засветиться на нецелевом использовании служебной машины в Бразилии очень просто. У этих машин здесь либо специальные номера с указанием министерства, которому они принадлежат, либо крупные наклейки желтого цвета, где также написано, что машина служебная и относится к тому или иному ведомству.