Чем же новые домены будут отличаться от уже существующих?
Чтобы понять это, давайте совершим небольшой экскурс в историю развития Интернета.
Вы, наверное, слышали старую шутку о том, что США может "отключить" Интернет. Но, как и в любой шутке, в ней есть доля правды.
Основным регулятором Сети является корпорация ICANN, созданная в 1998 году при участии правительства США. Ранее все вопросы, касающиеся создания, поддержания и административного управления доменами верхнего уровня единолично решала организация IANA (Администрация адресного пространства Интернет), действовавшая на основании контракта с министерством обороны США.
Деятельность ICANN заключается в координации и управлении системой доменных имен (DNS) для того, чтобы обеспечить уникальность каждого веб-адреса в Интернете и гарантировать, что каждое доменное имя сопоставляется с правильным IP-адресом. Корпорация выполняет эти задачи путем контроля распространения уникальных IP-адресов и доменных имен.
ICANN также отвечает за аккредитацию регистраторов доменных имен в международных доменных зонах (.COM, .NET и другие). После получения аккредитации регистраторы получают доступ к реестрам доменных имен - центральным базам данных соответствующей доменной зоны, содержащим информацию о зарегистрированных доменных именах и DNS-серверах.
Аккредитация достается не всем компаниям - ICANN выдвигает высокие требования к техническому оснащению, финансовому обеспечению и другим сторонам деятельности аккредитуемого регистратора. Например, регистратор обязан продемонстрировать способность немедленного оформления на свое имя ликвидного капитала в размере не менее $70 тыс. и иметь полис страхования общей коммерческой ответственности с лимитом не менее $500 тыс.
Существующий "рельеф" Интернета выглядит так только благодаря ICANN. Ранее мир не знал ни регистраторов доменных имен, ни того многообразия доменов верхнего уровня (то есть доменных зон), которое мы наблюдаем сейчас - на момент создания ICANN в мире насчитывалось всего 3 млн зарегистрированных доменных имен.
С появлением некоммерческой организации ICANN в доменную индустрию проник "рынок" - появились конкурирующие игроки рынка (регистраторы), вырос ассортимент товара (количество доменных зон). Представители бизнеса и те, кто только стремился ими стать, поняли, что при минимуме вложений можно делать хорошие деньги, и что Интернет - это вообще "прикольно". Все это привело к бурному росту количества доменных имен - сейчас общее количество зарегистрированных доменов в мире превышает 200 млн.
Современное пространство Интернета соткано из многообразия сайтов, расположенных на доменах общего пользования, список которых благодаря ICANN постоянно пополняется: к доменам общего пользования (.COM, .BIZ и так далее) следует прибавить огромное количество географических (соответствующих таблице кодов стран - .RU, .DE и так далее) и интернационализованных (обозначающих страну с помощью символов национальных алфавитов - .РФ и другие) доменов.
Теперь к этому списку добавятся новые домены. Программа new gTLD дает возможность юридическим лицам, включая коммерческие компании, представителей власти любого уровня и некоммерческие организации, использовать вместо традиционных доменов общего пользования (.COM, .RU, .РФ) название собственной компании или проекта. То есть новые домены верхнего уровня вполне корректно называть корпоративными или тематическими.
Поэтому, когда в 2011 году ICANN была утверждена программа New gTLD, всколыхнулось не только интернет-сообщество - взволнованы были и игроки других отраслей бизнеса. Международные бренды почувствовали новую возможность повысить уровень лояльности своих клиентов, исключить ошибки в наборе адресов и путаницу с дублями других участников рынка. Да и что может лучше лишний раз подтвердить статус глобальной корпорации, чем собственный "земельный участок" всемирной Сети.
Это воодушевление привело к тому, что, несмотря на высокую стоимость заявок на новые домены ($185 тыс.), их количество к концу 2012 года достигло 1930, из которых более половины являлись спорными (то есть поданными на зоны, на которые претендуют сразу несколько организаций).
Сама идея new gTLD идеально соответствует стратегии ICANN, направленной на усиление конкуренции в интернет-среде. Естественно, что прежде всего новыми доменами верхнего уровня заинтересовались крупные международные корпорации. Например, в топ-3 заявителей на new gTLD вошли такие компании, как Donuts, Google, Amazon.
Многие критикуют программу new gTLD с точки зрения "приватизации" Интернета крупными корпорациями. Высказываются даже мнения, что разработка программы new gTLD вызвана лобби крупного бизнеса. Критикуют программу и с точки зрения "этичности" делегирования (передачи контроля над доменом) корпорациям таких TLD, как, например, .LOVE, .BOOK и других "общезначимых" доменов.
Думаю, что это необоснованная критика. С момента своего создания ICANN была нацелена именно на демократизацию и независимость Интернета. Если сравнить Интернет с кондитерской фабрикой, то раньше, до ICANN, фабрика производила небольшое количество конфет с начинками 7 видов (доменов верхнего уровня). Сейчас объемы производства выросли и постепенно изобретаются новые начинки. С началом делегирования new gTLD ассортимент "конфет" значительно расширится - разве это может быть плохо для конечного потребителя?
Конечно, крупный бизнес более остальных заинтересован в обладании собственным доменом. Столь явный интерес корпораций к новым доменам объясняется тем, что собственная доменная зона надежно защищает компанию от кибер- и тайпсквоттеров, что в будущем может привести к существенному сокращению случаев интернет-мошенничества.
Но для того чтобы пользователь привык уверенно набирать IT.NAME вместо привычного NAME.COM, должно пройти время. Сколько именно его понадобится, прогнозировать сегодня сложно.
Однако можно быть уверенным в том, что к концу этого года "карта Интернета" определенно изменится. Ведь ICANN уже завершила процедуру первоначальной оценки ряда новых доменов, среди которых кириллические .КОМ, .МОСКВА, .ОНЛАЙН, .САЙТ и другие.