В прошлом году под колесами авто погибли 13 тысяч пешеходов
Впервые удалось оценить, где жизнь пешехода подвергается наибольшей опасности, какие причины приводят к трагедиям на дорогах. В этом масштабном проекте были исследованы все регионы России. Самым опасным для пешеходов регионов оказалась Тыва, далее идут Калужская область и Еврейский автономный округ. А безопасней всего переходить дорогу на Чукотке. На втором месте идут безопасные "зебры" Мурманской области.
Сейчас день становится короче, пешеходы предпочитают темную одежду. Из-за дождей и заморозков увеличивается тормозной путь автомобиля - в общем даже природа выступает против пешеходов. Недаром по статистике ГИБДД количество наездов на них увеличивается из года в год именно осенью.
Итак, согласно данным исследования, количество погибших пешеходов с каждым годом снижается. Правда, за последние пару лет это снижение незначительно. Если в 2006 году на дорогах погибло 12 733 пешехода (почти 39 процентов от общего количества погибших в авариях), то в 2012-м - 8220 (30 процентов).
Достичь такого снижения, как считают авторы исследования, удалось благодаря комплексным мерам. Еще два года назад ГИБДД провело масштабную проверку всех пешеходных переходов. Местным властям даны были указания по их модернизации. Были установлены ограждения, отделяющие тротуары от дороги.
Многие переходы заново раскрасили, поставили освещение, оборудовали знаками с подсветкой.
Были проведены социальные кампании. Однако ответственное поведение на дороге пешеходам прививается с трудом. Из почти 13 тысяч погибших пешеходов, как указано в исследовании, 4998 человек (это 38 процентов) попали под колеса по собственной вине.
Наиболее частая причина аварий с участием пешеходов - это переход дороги в неположенном месте. По этой причине в 2012 году произошло более 20 тысяч аварий. Неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствий, например автомобилей или деревьев, стал причиной 2471 аварии. Почти столько же - 2432 аварии - произошло по вине пьяных пешеходов.
- Благодаря проведенным масштабным социальным кампаниям удалось сократить число аварий по вине пешеходов, - говорит президент "Движения без опасности" Наталья Агре. - Однако на этом вроде бы положительном фоне мы видим рост числа аварий на пешеходных переходах.
Так, по данным этого исследования, на пешеходных переходах погибло 1156 пешеходов. И в большинстве случаев (87 процентов) виноваты в их гибели именно водители. При этом 898 человек погибло на регулируемых пешеходных переходах.
По данным "Союза пешеходов", больше всего наездов происходит на регулируемых переходах. Фото:AP
По словам главы межрегионального "Союза пешеходов" Владимира Соколова, всего за прошлый год произошло более 62 тысяч наездов на пешеходов. В них пострадало 19 324 человека. При этом на пешеходных переходах произошло 17 880 наездов.
Примечательно, что, по данным "Союза пешеходов", регулируемые переходы более опасны для пешеходов, чем нерегулируемые. Связано это с тем, что водители у нас зачастую игнорируют правила и с легкостью проезжают на красный свет. А пешеход, увидев зеленый сигнал, уже смело ступает на дорогу. В России 15 тысяч сотрудников ГИБДД занимаются оформлением 2,8 миллиона ДТП с ущербом и пострадавшими, поэтому 190 тысяч пешеходных переходов в России остаются без присмотра. Также в исследовании приведен рейтинг регионов по количеству погибших пешеходов на 100 тысяч населения. Самым безопасным для пешеходов оказался Чукотский автономный округ. За год там не погибло ни одного пешехода. На втором месте Мурманская область. Там погибло четыре пешехода при населении почти 780,5 тысячи человек. Самым опасным, согласно этому рейтингу, стала Тыва с показателем 17,3. То есть на 310 тысяч населения там погибло 54 человека. Далее следуют Калужская область с показателем 11,63, Еврейская автономная область (11,58), Республика Алтай (11,41), Псковская область (9,52). В этих регионах необходимо немедленно заняться повышением безопасности пешеходов. Способов усовершенствовать дорожную инфраструктуру масса. Из самых дешевых и безобидных - окраска пешеходного перехода двумя цветами: оранжевым и белым. На некоторых участках дорог уже применяются виброшумовые полосы. Как только автомобиль начинает сильно потряхивать и в салоне раздается неприятный шум, волей-неволей сбросишь скорость. Не раз предлагалось устанавливать интеллектуальные светофоры, которые подают звуковой сигнал, если к переходу приближается машина. Были идеи устанавливать светофоры, которые, заметив машину, движущуюся с превышением скорости, автоматически включают красный свет. Есть специально оборудованные переходы, которые включают освещение над "зеброй", когда к ней приближается человек. Это позволяет снизить количество наездов на переходах ночью.
Недавно столичные власти пообещали устанавливать светофор по заявке жителей города за восемь дней. Реально ли это? Ведь еще недавно руководители ГИББД утверждали, что на одно проектирование этого объекта требуется не меньше года. И, тем не менее, заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что восьми дней вполне достаточно. Не видит ничего сверхъестественного в такой скорости и руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Михаил Порташников.
На "Деловом завтраке" в "РГ" он рассказал журналистам:
- Когда минувшим летом произошла беда на территории Новой Москвы и в ходе столкновения автобуса с грузовиком погибли 18 человек, установили светофор на ранее нерегулируемом перекрестке практически сразу. Но светофор - временный, который, кстати, до сих пор там и стоит. Он стоит на передвижных опорах и работает от аккумуляторов. Ну а постоянный поставим к будущему лету. В чем проблема? Разработать проект несложно. Сложнее согласовать документацию. В Москве под землей находится целая инфраструктура подземных сооружений - огромное количество коммуникаций, питающих здания, транспорт и прочее городское хозяйство, которые нельзя повредить. Поэтому по правилам требуется сначала получить разрешение от хозяев на перекладку этих коммуникаций, подсоединить электрический кабель, согласовать новый светофор с транспортными потоками.
Непростая работа. Временный светофор в такой ситуации - хороший выход. И людям удобно, и можно не спешить с установкой постоянного объекта. Поставим стационарный, тогда и снимем временный.
Не опасаются ли городские власти, что москвичи завалят их предложениями поставить светофоры через каждые пять метров? Оказывается, нет.
- Москвичи - здравые люди, - говорит Михаил Порташников. - Например, за последнюю неделю мы не получили ни одной новой заявки. Пишут, когда появляется объективная потребность. Скажем, построены новая школа или детсад. Машин идет много, и понятно, что и родители, и учителя волнуются за детей. Стараемся оперативно реагировать на их просьбы. Но это лишь подспорье в нашей работе. Опасные участки дорог и развязок мы выявляем постоянно, стараемся везде создать безопасные условия для движения и в первую очередь - пешеходов. Каждый год устанавливаем 90-100 новых светофоров, а на 2014-2015 годы- уже спроектировано 165.
Куда обратиться, чтобы поставить светофор там, где из-за потока транспорта трудно перейти дорогу? Лучше сразу в комиссию по безопасности дорожного движения префектуры своего округа. В ее состав входят специалисты, способные определить, можно ли в указанном месте установить, а также представители общественности, которые отстаивают интересы жителей. Или на портал "Наш город". Оттуда обращение жителей и решение комиссии поступят в ЦОДД. Эта служба очень заинтересована в связи с москвичами. Дело в том, что 95% их обращений - сигналы о неработающих светофорах. Всего в городе установлено 2111 объектов, 40 тысяч стоек, которые надо обслужить, проверить их работоспособность. Представляете, сколько потребовалось бы нанять инспекторов для их проверки! А в Центре организации дорожного движения поступили хитро: обратились с просьбой к москвичам: сообщите, если видите неработающий светофор! И люди откликнулись. В итоге сейчас поломки ремонтируются даже быстрее, чем требует регламент, - за 1-2 часа вместо 36.
Подготовила Любовь Проценко