Новости

11.11.2013 17:18
Рубрика: Экономика
Проект: Авто

Кому шипы не по сезону

Мосгордума не поддержала запрет зимней резины
Комиссия по безопасности московской городской думы не поддержала проект федерального закона об ответственности за неправильное использование зимних шин. Напомним, находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект запрещает ездить летом на автомобиле, "обутом"в шипованную резину, и, наоборот, кататься зимой на колесах без шипов. За нарушение этого требования предлагается ввести штраф в две тысячи рублей. По мнению авторов законопроекта, использование непригодных к эксплуатации шин стало одной из причин прошлогоднего затора на трассе М10 "Россия", затянувшегося на целую неделю.

Возражения московских парламентариев и экспертов вызвали несколько моментов. Годами сложилась такая практика, что водитель сам решает, на какой резине ему комфортнее ездить: нормативные акты регламентируют толщину протектора шины, а не наличие на ней шипов. И этого, по мнению депутатов, достаточно.

- Нет такой статистики, которая указывает на рост аварийности именно из-за шипов, - говорит начальник правового управления УГИБДД по Москве Оксана Медведева. - Помимо этого, толщина протектора - более важный показатель: шина может быть шипованная, но стертая, и вот это-то как раз приводит к увеличению количества ДТП.

Кроме того, в законопроекте никак не отражено использование всесезонных шин, на которых нет шипов. Напротив, летом шипы могут пригодиться, например, при езде по бездорожью.

- Самый заинтересованный в безопасности автомобиля человек - это водитель. Государство не должно решать, что только оно знает, что безопасно, а что нет, - считает председатель Мосгордумы Владимир Платонов. - Нормы, определяющие безопасную толщину протектора существуют, и ничего другого выдумывать не надо.

И наконец, вопросы московских депутатов вызвал еще один важный пункт. Законопроект предусматривает, что из-за огромной разницы климата субъекты федерации могут самостоятельно менять границы периодов для использования летних и зимних шин (проектом установлены календарные временные промежутки: июнь-август - время для "лысой" резины, декабрь-февраль - для шипованной), но в документе не прописана методика и механизмы - как именно региональные власти должны устанавливать эти периоды.

Комиссия Мосгордумы по безопасности решила направить в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект. Как отметил спикер МГД Владимир Платонов, исполнительная власть Москвы придерживается такой же позиции.

Кстати

Проект федерального закона N345967-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)" (об установлении ответственности за управление транспортным средством с нарушением требований использования зимних шин) будет рассмотрен на осенней сессии Госдумы в декабре. До 25 ноября органы региональной власти могут направить в комитет ГД по транспорту отзывы, предложения и замечания к законопроекту.

Комментарий

 

Напомним, что в Госдуме были отклонены уже несколько законопроектов, предусматривающих наказание за езду летом на шипах. Причина - в том, что Россия - большая страна, и климатические условия в разных ее концах разные. Поэтому и сроки эксплуатации зимней резины в одних регионах одни, а в других - другие. Но люди ездят из региона в регион. Как же сделать так, чтобы им при этом не приходилось менять колеса при пересечении границы соседней области или края? Не заставишь же жителей Сочи ездить на зимней резине по теплому декабрьскому асфальту!

Сейчас представлена вторая реинкарнация данного законопроекта. Предыдущий его вариант отозвали сами авторы. Но особых отличий в тексте снова нет. Разве что появились ссылки на технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" Таможенного союза, который вступит в силу с 1 января 2015 года. Формулировки статей закона о безопасности дорожного движения и КоАП, которые законодатели предлагают, полностью соответствуют тексту межгосударственного документа. В регламенте предусмотрен запрет на эксплуатацию автомобилей, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август), а также не укомплектованных зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Примечательно, что в Правилах дорожного движения запрета на эксплуатацию шипованных шин летом и летних шин зимой не предусмотрено. В основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, в которых прописаны требования, как к летней, так и к зимней резине, внесены изменения, которые вступят в силу тоже с 1 января 2015 года. Именно согласно этим положениям ГИБДД наказывает за техсостояние машин. Однако в поправках есть технические требования к шинам, и нет ни слова о сроках эксплуатации той или иной резины.

Как сообщили "РГ" в Комитете Госдумы по транспорту, данный законопроект будет поставлен в план. Правда, об осенней сессии речи не идет. Недавно только закончилась рассылка документа, и рассмотреть его депутаты не успеют чисто технически. Да и особой спешки в срочном принятии не видят. Ведь до вступления в силу технического регламента впереди еще более года.

А, не столь давно один из депутатов предложил вообще обложить шипованные шины повышенным акцизом, чтобы они не портили асфальт. К сожалению, так называемая колейность, чаще появляется из-за того, что по дорогам ездит перегруженный транспорт, а не легковушки с шипами. А в некоторых регионах России без шипов даже поздней весной сложно проехать. Но если отменить этот акциз для некоторых регионов, то туда валом повалит народ из других городов за дешевыми шипами. Так что проблема летней и шипованной резины просто запретами и штрафами не решается.