18.11.2013 23:21
    Поделиться

    ЦОДД сможет перенаправлять транспортные потоки в реальном времени

    Первый этап Центра управления дорожным движением заработает в Москве в конце года

    Никогда столица не вкладывала столько денег в транспортное развитие города. А машины как стояли в пробках на дорогах, так и стоят. Когда же поедем? Можно ли все-таки разгрузить столичные дороги? Этот вопрос больше всего волнует москвичей. Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем Центра организации дорожного движения столицы Михаилом Порташниковым.

    Лишний знак

    Михаил Григорьевич! Дорожные знаки, может быть, и мелочь на дороге, но ведь от них транспортная ситуация в городе зависит. Они же порой удивляют. Вот на одной из трасс прошел ремонт: сразу два лежачих полицейских в ходе его убрали. А знак о том, что это препятствие на дороге имеется, как висел, так и висит. И машины продолжают перед ним тормозить, задерживая весь транспортный поток...

    Михаил Порташников: Согласен. У нас в городе 200 тысяч с лишним дорожных знаков, и они, конечно же, нуждаются в оптимизации, чем мы сейчас и занимаемся. В частности, когда идет реконструкция вылетных магистралей, стараемся, чтобы знаки четко соответствовали новой логистике.

    Наверное, ставите все новые и новые...

    Михаил Порташников: Наоборот, снимаем лишние - вроде таких, как въезд запрещен, стоянка запрещена, знаки пешеходных переходов, которые в тупик или забор ведут, и таких в городе немало. Это помогает сделать транспортную логистику в городе понятной, устраняет лишние преграды для движения. Особое внимание уделяем пешеходным переходам. Много лет они обозначались почти всюду одной и той же полустертой черно-белой "зеброй". В ходе модернизации мы сейчас делаем пешеходные переходы - разные: для одной полосы, для двух и для трех. К примеру, на широких магистралях, где по три полосы движения в каждую сторону, будет предусмотрен посредине островок безопасности.

    Чем же еще новые пешеходные переходы будут отличаться от нынешних?

    Михаил Порташников: Дорожными знаками, которые будут с внутренней светодиодной подсветкой, проецируемой на "зебру". Пилотные проекты можно увидеть уже на Ленинском проспекте и на улице Тверской. Да и саму "зебру" мы предлагаем сделать бело-оранжевой.

    Зачем?

    Михаил Порташников: Чтобы ярче, заметнее была, а значит, и более безопасной. Опыт Лондона, Токио, Вены и других столиц мира показывает, что на переходах с бело-оранжевыми "зебрами" наездов гораздо меньше происходит. У нас зима длинная, темнеет уже в 17.00, и с этого момента все сливается: серое небо, серый асфальт, серые машины, люди, одетые в темное. А тут будут бело-оранжевые яркие полосы, подсвеченные знаком, а перед ними еще и соответствующую рифленую полосу установим, чтобы водитель и по шуму чувствовал, что подъехал к пешеходному переходу.

    Все "зебры" перекрасите?

    Михаил Порташников: Перекрашивать начнем с 2014 года по всему городу и новые знаки установим на первых 364 переходах. Это - в случае, если пройдем все необходимые экспертизы: деньги-то бюджетные, значит, надо доказать, что расходы действительно сделают улицы для москвичей более безопасными. Начнем с мест, на которые просят обратить внимание граждане. Москвичи часто пишут: примите меры, чтобы обезопасить наших пожилых родителей и детей от наездов машин. Посмотрим также статистику ГИБДД, по ней очень хорошо видны самые опасные переходы.

    Минус 640 тысяч

    Михаил Григорьевич! Москвичам еще три года назад обещали создать в столице интеллектуальную транспортную систему, благодаря которой движение по Москве станет более свободным. Когда же она появится?

    Михаил Порташников: Центр управления дорожным движением строится во 2-м Лесном переулке, 11. Именно на его компьютеры будет сводиться вся информация со всех столичных дорог. Для того чтобы это стало возможным, все вылетные магистрали и часть улиц уже оборудованы датчиками, которые оценивают загруженность транспортом каждой из них. Идет и замена стеновых панелей для видеонаблюдения в ГИБДД, чтобы и ее сотрудники имели доступ к нашим данным.

    И когда вся эта система заработает?

    Михаил Порташников: В тестовом режиме - уже в декабре этого года.

    Как горожане почувствуют ее эффект ?

    Михаил Порташников: Видя напряженность на каких-то улицах, ЦОДД сможет оперативно принять меры для ее снятия. К примеру, перенаправить транспортные потоки, оперативно проинформировав водителей, где более свободные дороги. Да и сами москвичи, прежде чем выезжать из дому куда-то, посмотрят, как там дорожная обстановка в районе, куда они направляются, как и на всем пути туда. В соответствии с этим можно будет и сделать выбор: на машине ехать или лучше воспользоваться метро.

    Так водители и сейчас смотрят карту Яндекс-пробки...

    Михаил Порташников: У нас принципиально иная, более точная технология. Яндекс показывает дорожную ситуацию, основываясь на данных, получаемых от треков пользователей. Проехал водитель с определенной скоростью по трассе, она окрасилась в зеленый, желтый или красный цвет. Никто не поехал - что происходит, непонятно. Наши датчики показывают текущую информацию в конкретный момент времени на конкретной улице или на перекрестке. Около 3 тысяч датчиков уже установлено, к концу года их будет 4 тысячи.

    Датчики передадут информацию в Центр управления дорожным движением. А как получат ее москвичи?

    Михаил Порташников: На дорогах устанавливаются табло, на которые информация выводится в виде текста, картинок, изображения конкретных участков улиц с загрузкой в данный момент. Кроме того, будет специальный сервис на сайте ЦОДД. Сам сайт станет более информативным - это будет транспортный портал для связи с жителями, водителями и всеми, кого волнуют проблемы движения. Затем на его базе запустим пользовательские приложения - для мобильных телефонов, планшетников и т. д.

    И на какой эффект от внедрения интеллектуальной транспортной системы Москва может рассчитывать?

    Михаил Порташников: Напряженность на дорогах снизится минимум процентов на 20. Что это такое? Считайте сами. Ежесуточно по дорогам Москвы передвигается 3,2 млн машин. 20% от всего количества - это 640 тыс. автомобилей. То есть пропускная способность увеличится так, будто количество машин на дорогах города стало меньше именно на 20%. Это также способствует снижению количества аварий, уменьшению вредных выбросов и улучшению экологии города в целом. Но это при условии, я еще раз это подчеркиваю, что в городе и дальше будет развиваться общественный транспорт и все больше москвичей будут предпочитать пользоваться им. В Лондоне, например, именно так пришли к нынешней ситуации, в центре города у них теперь пробок практически нет. Правда, им для этого потребовалось 11 лет. Но не стоит забывать, что количество автомобилей с каждым годом увеличивается, поэтому правительство Москвы принимает и другие, хоть и жесткие, но эффективные меры по улучшению дорожной ситуации в городе.

    Двухколесному дорогу

    Михаил Григорьевич, а создание условий для велосипедистов, по-вашему, может помочь разгрузить дороги?

    Михаил Порташников: Безусловно. Посмотрите, сколько молодых людей с удовольствием уже едут в городе по своим делам на велосипедах! А ведь могли бы тоже сесть за руль автомобиля и еще больше усугубить транспортную ситуацию в Москве. Мы, например, у себя в ЦОДД, почту теперь отправляем тоже только через компанию, которая развозит ее на велосипедах. Машина раньше целый день в пробках стояла с нашей корреспонденцией, чтобы доставить ее, скажем, с нашей ул. Лесной ( сейчас мы переехали на Золоторожский вал) до Садово-Самотечной, где департамент транспорта находится. А сейчас - за час-два доставляют. И услуги эти стоят значительно дешевле!

    А зимой как?

    Михаил Порташников: Так же - на велосипедах. Резина на велосипедах у компании шипованная, сами велосипеды специально оборудованные тележками, куда входит 15-20 кг почты. Очень удобно! Надеюсь, нашему примеру скоро последует все больше предприятий и на дорогах станет свободнее.

    Светофор по заявке

    Михаил Григорьевич! Недавно столичные власти пообещали устанавливать светофор по заявке москвичей за 8 дней. Неужели это реально? Ведь еще недавно в ГИБДД утверждали, что только на проектирование таких объектов требуется год...

    Михаил Порташников: Реально. Мы в этом убедились уже на практике. Когда минувшим летом произошла беда на территории Новой Москвы и в ходе столкновения автобуса с грузовиком погибли 18 человек, установили светофор на ранее нерегулируемом перекрестке практически сразу. Но светофор - временный, который, кстати, до сих пор там и стоит. Он стоит на передвижных опорах и работает от аккумуляторов. Ну, а постоянный поставим к будущему лету. В чем проблема? Разработать проект несложно. Сложнее согласовать документацию. В Москве под землей находится целая инфраструктура подземных сооружений - огромное количество коммуникаций, питающих здания, транспорт и прочее городское хозяйство, которые нельзя повредить. Поэтому по правилам требуется сначала получить разрешение от хозяев на перекладку этих коммуникаций, подсоединить электрический кабель, согласовать новый светофор с транспортными потоками. Непростая работа. Временный светофор в такой ситуации - хороший выход. И людям удобно, и можно не спешить с установкой постоянного объекта. Поставим стационарный, тогда и снимем временный.

    Не боитесь, что москвичи завалят вас предложениями поставить светофоры через каждые пять метров?

    Михаил Порташников: Если бы это произошло, в городе наступил бы хаос и движение просто бы парализовало. К счастью, москвичи - здравые люди. Например, за последнюю неделю мы не получили дополнительно ни одной новой заявки. Пишут, когда появляется объективная потребность. Скажем, построены новая школа или детсад. Машин мимо идет много, и понятно, что и родители, и учителя волнуются за детей. Мы стараемся оперативно отреагировать на их просьбы. Но все-таки это лишь подспорье в нашей работе. Выявлением опасных участков дороги и развязок мы занимаемся постоянно, везде стараемся создать безопасные условия для машин и пешеходов.

    И все-таки куда обратиться, чтобы поставить светофор в месте, где из-за большого потока транспорта трудно перейти дорогу?

    Михаил Порташников: В комиссию по безопасности дорожного движения префектуры своего округа. В ее состав входят специалисты, способные определить, можно ли в указанном месте установить, будет ли польза, а также представители общественности, которые отстаивают интересы жителей. Или на портал "Наш город". Затем обращение жителей и решение комиссии поступят в ЦОДД. Мы реагируем быстро, так как очень заинтересованы в связи с москвичами. Дело в том, что 95% их обращений - сигналы о неработающих светофорах. Всего же в городе установлено 2111 объектов, 40 тысяч стоек, которые надо обслужить, проверить их работоспособность. Представляете, сколько потребовалось бы инспекторов для их проверки! А мы обратились с просьбой к жителям Москвы: сообщите, если видите, что светофор не работает! И люди откликнулись. В итоге ремонтируем поломки даже быстрее, чем это положено по регламенту: вместо 36 часов за 1-2 часа после сигнала.

    На весы становись!

    Михаил Григорьевич! Вы с 1 августа начали взвешивать грузовики, въезжающие в город. С какой целью?

    Михаил Порташников: В пределы МКАД, как известно, днем сейчас запрещен въезд фур массой выше 12 тонн, в границы ТТК - более 7 тонн. Но ведь едут! Чем это опасно? Вспомним еще раз ту трагедию у поселка Ознобишино. Ведь если бы грузовик не был перегружен, ее могло и не быть. Вот наши сотрудники и проверяют сейчас всех, кто передвигается по МКАД.

    И что выяснили?

    Михаил Порташников: 3036 машин взвесили с 1 августа, 1186, или каждая третья, шли с перегрузом. А это не только нарушение норм безопасности. От перегруза страдают и дороги. Откуда колейность берется? От шипованной резины на колесах и тяжелых грузовиков.

    Ну, обнаружили вы перегруз. Что дальше?

    Михаил Порташников: Составляется акт, который передается сотруднику полиции, тот составляет административный протокол. Административные штрафы составляют: на водителя в размере от двух до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    Помогает?

    Михаил Порташников: Количество перегруженных машин снижается.

    Правда ли, что скоро все сотрудники Центра организации дорожного движения будут ходить в форме?

    Михаил Порташинков: Правда. Объясняю, зачем это нужно. Прислали мне как-то в конце лета фотографии, просят: разберитесь - ваши люди подходят к водителям с какими-то претензиями? На снимке - мужчины с легкой небритостью, в шортах и шлепанцах. Пока один разговаривает с владельцем автомобиля, другой неподалеку расположился со стаканом попкорна. Не мои. Но попробуй докажи! А что делать, если вы за рулем и подойдет такой? Вот для того, чтобы таких вопросов и не возникало, мы и решили изменить ситуацию.

    У нас будет лимонного цвета форма, заметная на дороге. Такая же бейсболка. На куртке - бейджик с фамилией, именем и отчеством владельца. С железными полосками на корпусе и желтыми маяками служебный автомобиль, который сканирует нарушения правил дорожного движения. Вот так будут экипированы все наши водители, техники, монтажники, электрики и так далее, чтобы москвичи сразу видели, кто к ним подъехал и стоит ли иметь с ним дело.

    Поделиться