Бюджеты регионов ЦФО в следующем году будут предельно дефицитными

Судя по дебатам в законодательных собраниях и на публичных слушаниях, бюджеты регионов ЦФО в следующем году будут отличаться от предыдущих. Основные характеристики обсуждаемых проектов - предельный дефицит и сокращение доходов. При этом власти уверяют, что основные социальные расходы будут сохранены и при возможности проиндексированы.

Белгород

Проект бюджета Белгородской области эксперты называют сложным, но социально ориентированным. Замначальника облдепартамента финансов и бюджетной политики Александр Чернявский, представляя проект главного финансового документа, отметил, что при планировании доходной части учитывались текущие тенденции по поступлению налога на прибыль. Напомним, что бюджет 2013 года пришлось секвестировать как раз потому, что предприятия горно-металлургического комплекса значительно уменьшили отчисления в бюджет.

- Налог на прибыль планируется со снижением, по другим же налоговым источникам - умеренно оптимистичный прогноз, - отметил Александр Чернявский. - С учетом перечисленных особенностей, объем бюджета планируется в сумме 48,2 миллиарда рублей в 2014 году, 49,4 - в 2015-м и 52,5 - в 2016-м.

При этом собственные поступления в 2014 году должны составить 42,5 миллиарда рублей. Примерно 29,5 процента этой суммы обеспечит налог на прибыль, 29,1 - на доходы физических лиц.

Замначальника департамента финансов и бюджетной политики региона Андрей Изварин, представляя расходную часть бюджета, заявил, что в будущем году на пять процентов придется сократить затраты на товары и услуги для государственных нужд, на два - субсидии некоммерческим организациям.

В целом, расходная часть бюджета в 2014-м превысит 54 миллиарда рублей, в 2015-м - 54,6, в 2016-м - 57. Так, на развитие образования в регионе в следующем году будет направлено более 11,9 миллиарда рублей, на здравоохранение - почти 9,4, на социальную поддержку граждан - более восьми.

- По сравнению с текущим годом произойдет увеличение обязательств на полтора миллиарда рублей, - отметил Андрей Изварин. - В основном за счет повышения зарплаты бюджетникам.

При этом, по словам чиновника, в будущем году придется сократить инвестиционную составляющую бюджета. К примеру, на развитие дорожной сети будет направлено лишь 6,4 миллиарда рублей - это почти в два раза меньше, чем в 2013 году. В то же время на поддержку АПК заложено более 4,2 миллиарда, что позволит аграриям рассчитывать на софинансирование инвестпроектов из федеральной казны.

Ярославль

Ярославский областной бюджет-2014, проект которого в первом чтении будут рассматривать 19 ноября, получится еще более социально ориентированным, чем предыдущий. Но при этом некоторые виды соцподдержки жителей региона все равно придется сократить.

Муниципалитетам придется укреплять собственные налоговые источники, иначе у них возникнут финансовые трудности

По словам замгубернатора области - директора департамента финансов Анатолия Федорова, доходы бюджета 2014 года запланированы в размере 49,9 миллиарда рублей, расходы - 56,3. То есть дефицит бюджета составит больше шести миллиардов.

- Расчет доходов и расходов проводился по базовому сценарию, который предусматривал рост экономики и социальных показателей, - пояснил главный ярославский финансист. - Но сейчас ситуация характеризуется снижением социально-экономических показателей. В текущем году, по сравнению с 2012-м, ожидается сокращение прибыли промышленных предприятий на десять процентов.

При формировании расходной части региональной казны, по словам Анатолия Федорова, в приоритете были выполнение указов президента о повышении зарплат бюджетников, а также обеспечение социальных выплат, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Кроме того, на шесть процентов будут проиндексированы все выплаты, заявленные в областном Социальном кодексе. В итоге "социальный блок" в структуре бюджетных расходов занял 70 процентов, производство - 10, дорожный фонд - 8.

Однако даже при таком раскладе на все существующие в области социально ориентированные программы денег не хватит. Например, нет 100 миллионов рублей на частичную компенсацию стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря - эта компенсация для любой ярославской семьи составляла четыре тысячи рублей за путевку. Осталась пока без финансирования программа помощи пожилым селянам при газификации частных домов. Под вопросом выделение дотации на бесплатное питание школьников вплоть до четвертого класса.

Кроме того, в следующем году в сторону повышения изменится региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг. Уже много лет, еще со времен губернатора Анатолия Лисицына, он составляет 14 процентов (федеральный стандарт - 22 процента). С середины будущего года первая цифра сравняется со второй. Соответствующий законопроект в Ярославскую облдуму уже внесен.

Орел

В Орловской области уже утвердили параметры бюджета в первом чтении. Доходы планируются в сумме 26,3 миллиарда рублей, расходы - 29,1. Дефицит составит около 2,8 миллиарда.

- Основными источниками доходов остаются налоги на доходы физических лиц, на прибыль, на имущество и акцизы на нефтепродукты, - сообщила руководитель облдепартамента финансов Валентина Щипкова. - Федеральные трансферты составят 11,9 миллиарда рублей.

- Бюджет будет напряженным, хотя размер дефицита не выходит за рамки ограничений, установленных законодательством, - такой комментарий дал спикер облсовета Леонид Музалевский. - Главные показатели - сохранение социальной направленности, курс на выполнение "майских указов" президента, повышение эффективности расходования бюджетных средств и введение режима жесткой экономии.

- Следует потуже затянуть пояса, - отметил в своем выступлении депутат Данил Фербиков. - При этом кампания по сокращению расходов должна иметь вполне конкретные очертания, а не сводиться к экономии на скрепках, как это зачастую бывает.

Тверь

Главный финансовый документ Тверской области на 2014 год и плановый трехлетний период будет носить консервативный характер. Об этом говорят итоги публичных слушаний по проекту, проведенных региональным парламентом. Доходы запланированы в объеме 47 миллиардов рублей, расходы - 49,4. Дефицит составит 2,38 миллиарда. Параметры эти не окончательные: они будут корректироваться после принятия федерального бюджета.

Главной финансовой задачей на будущий год участники назвали увеличение доходной части за счет мобилизации доходов (в первую очередь - повышения платежной дисциплины) и оптимизации расходов, а основным политическим приоритетом - разумную экономию.

На слушаниях стало понятно, что муниципалитетам придется укреплять собственные налоговые источники, иначе у них возникнут финансовые трудности. В этом году вносятся изменения в методику расчета дотаций: к примеру, налоговый потенциал поселений предлагается оценивать с учетом динамики налоговых поступлений за три последних финансовых года. Это позволит региону более точно оценить этот потенциал на очередной год, но может уменьшить бюджетную помощь поселениям с недостаточно развитой экономикой.

И еще важный аспект: по мнению представителя региональной Общественной палаты, в проекте бюджета мало внимания уделено поддержке производственной сферы.