Взыскать гигантскую сумму с известной компании попыталось некое ООО "Рукон", владельцем и генеральным директором которого, по данным СМИ, является Константин Пономарев. В июле 2011 года оно потребовало в суде от ООО "ИКЕА МОС" оплатить аренду своих дизельных генераторов за 2009-2010 годы, которыe якобы использовались в ИКЕА.
Суть спора на первый взгляд проста. В 2006 году ООО "Системы автономного электроснабжения", которое, кстати, по данным СМИ, тоже принадлежит Константину Пономареву, сдало в аренду ООО "ИКЕА МОС" дизельные электростанции и дополнительное оборудование. Во время действия договора арендованные станции вышли из строя и были отключены от торговых центров ИКЕА. Когда в 2008 году срок аренды истек, возникла заминка с возвратом оборудования, поскольку арендодатель под различными предлогами уклонялся от принятия своего оборудования.
Между сторонами возник ряд споров. После более чем полугодовых переговоров при участии минэкономразвития 22 ноября 2010 года все спорные вопросы и разногласия в отношении аренды дизельных электростанций были полностью прекращены соглашением об урегулировании споров. Ведомство помогло собрать за столом переговоров все стороны и найти взаимоприемлемое решение. "Мы выступали в качестве посредника, финансовые условия мирового соглашения стороны определяли сами", - рассказал прессе на тот момент директор департамента инвестполитики министерства, а ныне заместитель министра экономического развития Сергей Беляков. На основании этого соглашения ООО "Системы автономного электроснабжения" получило от ООО "ИКЕА МОС" деньги в погашение всех требований, так или иначе связанных с дизельными генераторами компаний Константина Пономарева.
Тем не менее даже вовлеченность государственного ведомства в процесс урегулирования разногласий между сторонами не остановила Константина Пономарева от предъявления новых необоснованных требований. Как утверждает ООО "Рукон", оно "получило" права требования к ООО "ИКЕА МОС" за аренду дизельных генераторов от ООО "Системы автономного электроснабжения" на основании договора уступки еще за месяц до заключения вышеуказанного соглашения об урегулировании споров. Притом что все стороны соглашения об урегулировании споров гарантировали друг другу, что права никому не уступали. Впоследствии в суде Сергей Беляков рассказывал, что "ключевым моментом являлось урегулирование всех споров между сторонами и в отношении предыдущих периодов, и возможно, будущих периодов, и фактически постановка точки в этом споре в результате подписания соглашения".
Если учитывать тот факт, что ООО "Рукон" и ООО "Системы автономного электроснабжения" имеют одного владельца, то получается, что Константин Пономарев через подконтрольные ему компании пытался взыскать уже полученные им гигантские суммы второй раз! Вряд ли бы это дело выглядело столь серьезно, если бы не ряд обстоятельств. Первое, конечно, это сумма. Миллиард долларов, возникших буквально из пустяка, впечатляют. Более того, как следует из документов, оказавшихся в распоряжении редакции, спорное требование было уступлено в пользу ООО "Рукон" всего за 4 миллиона рублей. Немаловажно отметить, что в процессе спора, уже после получения денег, ООО "Системы автономного электроснабжения", по данным СМИ, было ликвидировано.
В суде выяснилось, что платить не за что. Девятый арбитражный апелляционный суд установил, что все требования в отношении ИКЕА были урегулированы заключенными соглашениями еще в 2010 году, тем самым подтвердив незаконность требований ООО "Рукон".
Возможно, компания ИКЕА стала мишенью недобросовестной атаки? По заявлению компании, УВД Центрального округа Москвы возбудило уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ ("Покушение на мошенничество в особо крупном размере"), признав ИКЕА потерпевшей стороной. Однако недавно следователь главного управления МВД по Центральному федеральному округу (туда расследование было передано из столичной полиции) вынес постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления.
Проявило ли следствие тот же профессионализм на своем месте, как это сделали арбитражные суды, отказавшие в незаконных требованиях? Досконально ли разобралось во всех деталях спора? В деле есть некоторые обстоятельства, которые могут вызывать определенные сомнения относительно действий и намерений истцов.
Как выясняется, подобный процесс для Константина Пономарева не уникален. Как писала пресса, речь идет даже о какой-то определенной схеме. "В аренду крупному бизнесу, желательно западному, предоставляются дизельные генераторы. В какой-то момент крупный бизнес понимает, что генераторы обходятся ему слишком дорого или часто выходят из строя, и расторгает договор, о чем уведомляет того, кто эти генераторы предоставил, - писали СМИ. - Теперь главная задача арендодателя - не вывезти генераторы, пусть, мол, постоят у арендатора. Не работают, есть не просят, потом, мол, заберу. А через некоторое время надо идти в суд и требовать выплату за аренду генераторов, которые стоят у крупного бизнеса. И неважно, что генераторы стояли просто так, но стояли же у крупного бизнеса". Так что ИКЕА оказалась не единственной компанией из связавшихся со структурами Константина Пономарева и наживших себе судебных проблем на пустом месте.
Неужели правоохранительным органам здесь совсем нет пищи для размышлений? Между тем для успешного развития экономики крайне важно, чтобы законопослушный инвестор чувствовал себя спокойно. России сегодня остро необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны. Необходимым условием реализации этих задач являются масштабные инвестиции в производства, новые технологии, в обучение. Но, чтобы инвестор пришел и работал, ему надо создать комфортные условия, под которыми понимается закон и порядок.
Обычно в числе проблем бизнеса называют административные барьеры. Однако с этим у нас ведется борьба, ситуация меняется. Эффективно работает и система арбитражных судов, позволяющая бизнесу защищать свои законные интересы. Вопрос лишь в том, можно ли сказать тоже самое про правоохранителей? Сегодня, когда государство пытается улучшить инвестиционный климат в стране, идут ли следователи в ногу со временем? Серьезную опасность для крупных инвесторов сегодня представляют не какие-то чиновники, а мошенники и проходимцы, пытающиеся с помощью различных схем обобрать - иначе не скажешь - инвесторов. А в подобных ситуациях начинается уже сфера действия уголовного права.