05.12.2013 13:36
    Поделиться

    Композитор Баневич рассказал "РГ", как у него украли авторские права

    В ближайшее время в России может появиться Федеральная служба по охране авторских прав. Как полагают инициаторы создания нового надзорного органа, существующая в настоящее время некоммерческая организация "Российское авторское общество" с возложенными на нее обязанностями не справляется. В Петербурге, где количество творческих личностей особенно велико, примеров тому немало. Корреспонденту "РГ" рассказали одну такую печальную историю.

    От перестановки мест слагаемых…

    Петербургский композитор Сергей Баневич известен преимущественно детскими произведениями. Но и многим взрослым памятна его музыка к фильму "Завещание профессора Доуэля" и пронзительная мелодия из киноленты о Никколо Паганини (позже она стала известна как песня "Дорога без конца"). Вообще, он автор музыки к более чем 30 фильмам, но главным делом своей жизни композитор считает творчество для детей. Баневич написал более десятка произведений для детского театра, в том числе на известные всему миру сюжеты Ганса Христиана Андерсена про Стойкого оловянного солдатика, Русалочку, Кая и Герду. Благодаря последней истории в его жизни появилась своя Снежная королева и безуспешные попытки сложить из осколков зеркала нужное слово.

    Впервые Сергей Баневич обратился к сказке Андерсена о храброй девочке, спасшей своего друга от холодного равнодушия, в 1980 году. Опера получила название "История Герды и Кая" и была зарегистрирована как авторское произведение во Всесоюзном агентстве по авторским правам. Однако через полтора десятилетия на его базе по авторскому договору заказа с Мариинским театром Баневич создал еще одно самостоятельное произведение - "История Кая и Герды" (редакция 1996 года), которое, в свою очередь, в 2009 году послужило основой для редакции под названием "История Кая и Герды (Снежная королева)". Удивительно, но человеку, который складывает такую разную музыку всего из семи нот, не пришло в голову, что от перестановки слов ситуация меняется не столь кардинально.

    - В 2000 году Сергей Петрович передал права на ряд своих произведений другому человеку, в списке значилась редакция 1980 года "История Герды и Кая", - рассказала корреспонденту "РГ" вице-президент Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных Татьяна Иванцова. - Однако редакция 1996 года музыки оперы "История Кая и Герды" является самостоятельным музыкальным произведением, а редакции 2009 года на тот момент вообще еще не существовало.

    Из трех произведений на одну и ту же тему со сцены сейчас звучит только последнее - "История Кая и Герды (Снежная королева)". В Мариинском театре спектакль сняли, когда сгорели театральные мастерские и склад декораций. А вот вариант, поставленный по "третьей версии" в Новосибирском академическом театре оперы и балета, идет с большим успехом. Имя Баневича красуется на всех афишах, но вот уже более трех лет он не получает авторских отчислений. Причина - в той самой путанице названий. Правообладатель первой версии полагает, что и остальные "вариации на тему" тоже его собственность. Театр деньги перечисляет, но, пока идет спор, выгоду на совершенно законных основаниях, возможно, получают посторонние лица.

    Новосибирск - Петербург - Москва

    Дело в том, что выплата авторских отчислений осуществляется в нашей стране преимущественно через специально созданное передаточное звено. Российское авторское общество (РАО) создавалось авторами и иными правообладателями как негосударственная некоммерческая организация для управления авторскими правами на коллективной основе. Регистрация автором произведения в РАО - не обязанность, а право. Считается, что так удобнее. Большинство государственных театров предпочитают выплачивать "авторские" именно через посредника, чтобы не возиться с перечислением средств отдельно композитору, либреттисту, автору костюмов и декораций и так далее. Не исключение и Новосибирский театр оперы и балета.

    "РАО не вправе участвовать в споре об обладании правами на произведение, - письменно разъяснила Баневичу первый заместитель генерального директора Российского авторского общества Вера Федотова. - Именно поэтому авторское вознаграждение, поступающее от Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, бронируется РАО впредь до момента разрешения конфликта".

    Анонимные авторские

    Сначала представители РАО лукавили: конфликт по поводу авторских прав на произведение только тогда является основанием для признания их спорными, когда зарегистрирован в суде. В случае с "Историей Кая и Герды (Снежная королева)" в начале разбирательства этого не было. Однако в ближайшее время композитор намерен обратиться в суд с формулировкой: "За защитой своих авторских прав с взысканием с Российского авторского общества процентов за пользование моими денежными средствами с 2009 года по настоящее время и компенсацией всех расходов, связанных с судом". Его оппонент тем временем узаконил позицию РАО, обратившись в суд по поводу признания права на "третью редакцию".

    Как пояснили корреспонденту "РГ" в Российском авторском обществе, организация, представляющая интересы более 25 тысяч творцов и иных правообладателей, предпочитает "оставаться над схваткой".

    Теоретически спорные деньги сейчас должны никому не перечисляться и оседать на счетах РАО. Однако о каких суммах идет речь, замешан ли в конфликте кто-то, кроме Сергея Баневича и человека, которому он 13 лет назад передал права на "Историю Герды и Кая", а также прочие подробности выяснить не представляется возможным.

    - Выплаты авторских отчислений мы не комментируем, - заявила пресс-секретарь РАО Марина Мурадова. - Это конфиденциальная информация.

    Однако если Федеральная служба по охране авторских прав будет создана, то сведения о перечисляемых доходах все же придется раскрывать. Согласно предварительной информации, службу создают преимущественно в целях контроля, основными объектами которого, помимо РАО, станут Всероссийская организация интеллектуальной собственности и Российский союз правообладателей. Ко всем трем у обиженных авторов есть претензии финансового характера.

    Кстати

    Несколько лет назад в ловушку Российского авторского общества попал другой известный петербургский композитор Андрей Петров, ушедший из жизни в 2005 году. В 2003 году вышли в свет два диска с его музыкой, оформленные художником якобы в дар маэстро. Однако спустя семь лет после смерти Андрея Павловича музыкальная компания "Бомба-Питер" получила претензию от некоего Александра Фалдина как правообладателя художественного оформления.

    - Мне будет очень неуютно, если подобные люди будут жить за счет тех, кто не прячется, кто работает, - рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор и продюсер музыкальной компании "Бомба-Питер" Олег Грабко. - Я предлагал истцу разумную сумму компенсации за "ранимость его души", на самом деле просто был готов оплатить его подарок Петрову. Он отказался, ему надо много. После нашего разговора он удвоил претензию - до 400 тысяч рублей.

    Несмотря на сроки давности и лицензионные договоры, суд встал на сторону РАО как представителя истца. "Бомба-Питер" уже выплатила художнику 300 тысяч.

    Поделиться