Ваш фестиваль старше Дома музыки, где он проводится. Повлияла ли история фестиваля на популярность этой концертной площадки?
Владимир Спиваков: Конечно! Люди интересуются, многие покупали на этот фестиваль целый абонемент. Хочу даже сказать, что публика спасла его от финансового краха, потому что в отличие, скажем, от Пасхального фестиваля на мой фестиваль министерство культуры и город выделяют очень скромные средства. А привезти именитых артистов, разместить их, накормить, уважить (у звезд свои привычки и принципы) не так просто.
- Вы всегда говорите, что на вашем фестивале "все строится на личностях". Почему?
Владимир Спиваков: Я действительно выбираю тех, кого глубоко уважаю. Очень счастлив, что на концертах побывало много молодежи.
Какие еще события создают престиж Дома музыки?
Владимир Спиваков: Если посмотреть репертуар, скажем, Линкольн-центра в Нью-Йорке, то можно увидеть, что наша программа не хуже, мы в этом отношении вполне на мировом уровне. В Доме музыки проводится огромное количество детских и благотворительных концертов, что для меня вообще является линией жизни.
Известно, что при помощи московских властей недавно вам удалось провести акустическую реконструкцию Светлановского зала.
Владимир Спиваков: Новая акустика резко изменила ситуацию. Установка американской системы акустического инжиниринга Constellation была сделана Джоном Пиллоу, который уже делал это в Лос-Анджелесе, в Бирмингеме, в Сиэтле, и даже в Сингапуре. Все музыканты высоко оценили акустику! Хочу поблагодарить Сергея Семеновича Собянина и тех, кто дал возможность это сделать. Теперь Дом музыки можно называть визитной карточкой Москвы.
Московское правительство поддерживает многие крупные культурные проекты, в том числе и строительные: например, построен Театр Наций... А вот, обещанного городу завершения стройки "Геликон-оперы" так и не случилось? Там опять все стоит.
Владимир Спиваков: Я с большим уважением отношусь к Дмитрию Бертману и к его театру "Геликон-опера". И я совершенно убежден, что все будет в порядке. Если Собянин пообещал, то он сдержит свое слово, это точно.
На вашем фестивале звучали редко исполняемые произведения. По какому принципу вы их выбрали в афишу?
Владимир Спиваков: У нас много "потерянных" выдающихся произведений. Их можно восстановить, если знать об их "отсутствии". Например, мы исполнили раннее произведение Витольда Лютославского - "Концерт для оркестра". Этим сочинением когда-то восхищался Шостакович, и не зря. Нечасто в наших залах и музыку Арво Пярта услышишь.
Вы с оркестром исполнили его сочинение "Если бы Бах разводил пчел"! Как понимаете такой "message" современного композитора?
Владимир Спиваков: Переводя на современный язык, можно сказать о суете жизни. Те же чиновники суетятся, посылают бесконечные бумаги, мне, в частности, от министерства образования, от министерства культуры. Часто эти бумаги ненужные, неталантливые. Суета сует. И если внимательно слушать сочинение Пярта, то там, в конце, звучит стройный хорал, т.е. настоящее остается! Как сказал Гете, "истина принадлежит человеку, а заблуждение - его эпохе".
Вы много ездите по стране. Какое впечатление у вас складывается: меняется ли культурная ситуация?
Владимир Спиваков: Мы ездим с концертами не только по России, но и бываем в бывших республиках, где имеются представительства моего фонда. Очень важно то, что культурное поле как-то удалось сохранить, не разорвать его. И, конечно, у нас есть прекрасные театры, замечательные театральные режиссеры... Но сейчас, как я думаю, время исканий. Все ведь сразу быть не может.
Не кажется ли вам, что современная жизнь накладывает на исполнение старинной музыки переизбыток чувств и эмоций? Те ли темпы, динамика?
Владимир Спиваков: Как звучала музыка тогда, так она сейчас звучать уже не будет. Cовершенно другие инструменты. Даже рояль Бетховена был другим, и педализация была специфическая. Люди, которые считают, что исполняют аутентичную музыку, может быть, лишь в некоторой степени к тому звучанию приближаются. Самое главное - это передать дух сочинения, а не играть на полтона ниже…
Насчет темпов. Бетховен как-то сказал, что только человек, который обладает острым чувством слуха, может это заметить. Темпы - всегда разные. В каждом зале может быть свой темп. Это зависит и от акустики, и от настроения. В Париже перед выходом Джона Лилла я спросил, какой темп лучше взять во второй части 5-го Концерта Бетховена. Он мне в ответ: "А какое настроение у вас сегодня?".
При исполнении каждого нового сочинения вы по-разному держите дирижерскую палочку. Это тоже зависит от настроения?
Владимир Спиваков: Я ничего специального не делаю. Единственно, когда дирижируешь хором a capella, тогда, конечно, палочка вообще не нужна. Хор привык к руке. Но когда исполняется крупное произведение с хором, мне кажется, палочка все-таки помогает исполнителям лучше видеть дирижерский жест… Мне подарили в свое время дирижерскую палочку Артуро Тосканини. Эта палочка - гигантского размера и совершенно кривая! Говорят, разгневавшись, он мог ударить ею по плечу оркестранта.
Вы никогда ею не пользовались?..
Владимир Спиваков: Конечно, нет. Я дирижирую палочкой, которую мне подарил гений - Леонард Бернстайн. Это было после концерта в Зальцбурге на дне рождения Моцарта.
Могли назвать вид искусств, переживающий сейчас наибольший подъем в России?
Владимир Спиваков: Трудно ответить на этот вопрос, но у нас есть прекрасные театры, замечательные театральные режиссёры, ставятся чудные спектакли, - и в театре Вахтангова, и во МХАТе, и в "Современнике". Сейчас, в некотором смысле, время исканий. Все сразу быть не может.
Не собираетесь написать свою книгу о музыке?
Владимир Спиваков: Признаюсь, у меня таких планов нет. Марина Ивановна Цветаева написала однажды: "Со мной в руке - почти что горстка пыли - мои стихи!"… Думаю, я просто честный музыкант, не более того.
Справка "РГ":
Международный музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..." проводится с 2001 года в Москве каждые два года. На фестивале выступают крупнейшие музыканты современности, артисты, оркестры, а также молодые исполнители. Среди участников фестиваля Спивакова были: Джесси Норман, Фанни Ардан, Жерар Депардье, Вальтрауд Майейр, Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Кирилл Серебренников, Йен Бостридж и др.
С 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ.