17.12.2013 00:42

Выезжаем на автопроме

Объемы производства легковых автомобилей увеличиваются с 2010 года во всех странах ТС
Текст: Владимир Мальцев (директор Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК))
Создание Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана привело к ускорению интеграционных процессов между этими странами в промышленных отраслях.

Решением Высшего Евразийского экономического Совета на уровне глав правительств "Об основных направлениях координации промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" определены основные направления промышленного сотрудничества государств - членов ТС и ЕЭП и приоритетные отрасли, по которым государства выразили готовность развивать сотрудничество. Создание условий для углубления кооперации, совместная выработка подходов по основным направлениям промышленных комплексов стран-участниц, ликвидация имеющихся барьеров - это ключевые этапы интеграционных процессов, позволяющих обеспечить требуемый уровень развития промышленных комплексов России, Беларуси и Казахстана.

На мой взгляд, скоординированная промышленная политика в рамках Евразийской экономической комиссии особенно актуальна сегодня, когда на мировом рынке продолжают преобладать негативные тенденции. Темпы экономического роста основных экономик мира продолжают замедляться уже третий год подряд. Так, например, у одного из наших ключевых партнеров - Евросоюза - темпы среднегодового роста ВВП не вышли из отрицательной зоны (-0,5%), и это не может не сказываться на экономике, в том числе на внешней торговле государств Единого экономического пространства, как и на других странах и межгосударственных экономических блоках.

Скажем, объем торговли государств - членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) с третьими странами за январь-август 2013 года составил 604 миллиарда долларов, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 1%, или на 5,9 млрд долларов. Однако на фоне негативной в целом внешней конъюнктуры наблюдается рост взаимной торговли государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это во многом связано с развитием промышленной кооперации стран-участниц. Поэтому, говоря о товарной структуре их взаимной торговли, можно отметить увеличение в ней удельного веса металлов и изделий из них, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также продукции химической промышленности. За январь-август 2013 года совокупная доля этих товаров в стоимости трехсторонних торговых связей составила 36,3%. Против, соответственно, 31,3 и 30,9%, за тот же период 2012 и 2011 годов.

В целом, требуется расширять наш экспортный потенциал прежде всего за счет продукции с высокой добавленной стоимостью, и Евразийская экономическая комиссия готова работать в этом направлении и впредь.

Что же касается положительного влияния Единого экономического пространства на отдельные промышленные отрасли ТС-ЕЭП, устойчивое развитие во всех государствах - членах ТС и ЕЭП продолжают демонстрировать фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, а также пластмассовых и резиновых изделий. При этом следует отметить, что рост объемов производства пока не приводит к снижению объемов импорта данных видов продукции из третьих стран и существенному увеличению экспорта в третьи страны, что свидетельствует о продолжающемся расширении спроса на внутреннем рынке и постепенном увеличении емкости рынка.

Особенно характерен пример автомобильной промышленности. По имеющимся данным, объемы производства легковых автомобилей увеличиваются с 2010 года во всех странах ТС. В России - на 46,4% в 2011 году (по сравнению с 2010-м) и на 13,3% в 2012 г. (по сравнению с 2011-м). В Казахстане - в 2,6 раза и 2,3 раза соответственно; в Беларуси - на 65,5% и 76% соответственно.

При этом в Казахстане, ранее не имевшем прежде собственной автомобильной промышленности, ныне весьма активно идет процесс создания автосборочных производств. Производство легковых автомобилей в Беларуси пока находится в стадии становления, но эта подотрасль с началом функционирования ЕЭП получила новые возможности для ускоренного развития. Что сопровождается проявлением растущей заинтересованности государства в развитии легкового автомобилестроения.

Основные различия в части госрегулирования автомобильной промышленности ЕЭП заключаются в требованиях к степени локализации производства, которую необходимо достичь автопроизводителю. В России данный показатель считается оптимальным в 60%, в Беларуси и Казахстане - 30%. В то же время различные требования к необходимости достижения определенного уровня локализации связаны с имеющимся уровнем развития автомобильной промышленности стран - членов ЕЭП.

Имеются в этом секторе сотрудничества и другие факторы влияния. В России, с учетом текущего состояния развития отрасли и наличия существенных резервов рынка сбыта продукции, есть возможность требовать от автопроизводителей создания крупных производств с высоким уровнем локализации. Что, в свою очередь, предполагает наличие развитой сети предприятий по выпуску автокомплектующих. А в Беларуси и Казахстане, учитывая не столь большой, как в РФ, размер рынка сбыта готовой продукции, представляется маловероятной возможность найти иностранного инвестора, желающего создать предприятие с производственной мощностью 350 тысяч автомобилей в год и собственным инженерно-конструкторским подразделением. Вдобавок иностранные производители автокомплектующих не заинтересованы в создании производственных мощностей в Беларуси и Казахстане в силу недостаточности требуемого объема выпуска. Эти факторы, естественно, способствуют развитию автопромышленной кооперации в Едином экономическом пространстве.