17.12.2013 14:30
    Поделиться

    Снегопады под ярославлем вывели из строя семь тысяч километров ЛЭП

    Нынешняя зима в ЦФО началась с энергетического коллапса: мощный снежный циклон, обрушившийся на некоторые области в конце ноября, оставил без электричества около ста тысяч человек. Почти треть - более 27 тысяч - пострадали в Ярославской области. Как выяснила корреспондент "РГ", после многочисленных "разборов полетов" стало понятно, что последствия погодной "выходки", как часто бывает, усугубил человеческий фактор.

    Тяжелый снег

    Снежная буря, пронесшаяся над Ярославской областью в ночь на 26 ноября, действительно была событием нерядовым. По признанию главного инженера филиала ОАО "МРСК Центра" - "Ярэнерго" Владимира Григорьева, проработавшего в электросетевом комплексе 37 лет, с подобным он столкнулся впервые. Обильные осадки, сильный ветер и последующее понижение температуры привели к тому, что на ветках деревьев и проводах налипло огромное количество снежной массы, от тяжести которой провода провисали, а деревья гнулись и падали. И каждый очередной снегопад, даже самый незначительный, ситуацию только осложнял, увеличивая нагрузку на провода, стволы и ветви деревьев.

    По информации замначальника ГУ МЧС по Ярославской области Евгения Шумилова, после нескольких прошедших друг за другом снегопадов вдоль линий электропередачи (ЛЭП) образовалось 322 километра завалов деревьев. Они, в основном, и стали причиной выхода из строя около семи тысяч километров линий электропередачи разного напряжения.

    - Снег намерзал и под его тяжестью провода провисали, некоторые - вплоть до соприкосновения с землей, - объяснил Владимир Григорьев. - Если с провисшего провода снег спадал сам, тот "шел вверх" и перекрывал соседний провод - такие случаи составили примерно пять процентов всех технологических нарушений. Но основной причиной отключений были именно упавшие на провода деревья.

    Впервые проблема узких просек вдоль ЛЭП громко заявила о себе после ледяных дождей 2010 года в Подмосковье, Твери, Самаре и Ульяновске, когда деревья так же массово валились на линии электропередачи. Почему просеки не приводили в нормативное состояние прежде - этот вопрос как-то повис в воздухе. Объяснения вроде тех, что с момента строительства ЛЭП деревья выросли, всерьез воспринимать сложно: елки и сосны неожиданно до 20 метров не вырастают. Ледяные дожди, по сути, заставили энергетиков активнее расширять просеки, разработать соответствующие программы. Однако отбушевавшие недавно снежные циклоны показали: скорость реализации этих мероприятий все равно мала. Как выразился заместитель руководителя Центрального управления Ростехнадзора Сергей Митрофанов, "если мы будем расширять просеки такими темпами, эта работа затянется не на один десяток лет".

    Опасное соседство

    С тем, что вырубку елок и сосен, растущих в опасной близости к ЛЭП, надо ускорять, согласен и исполняющий обязанности директора филиала ОАО "МРСК Центра" "Ярэнерго" Константин Котиков. Хотя, по его данным, даже при существующих объемах речь о десятилетиях все же не идет - энергетики намерены все сделать к 2018 году.

    - Работы по расширению просек идут уже около трех лет, - говорит Константин Котиков. - И это принесло результат: ни одна линия 110 и 35 киловольт, где это сделано, от снежной бури не пострадала. В 2013 году на расширение просек вдоль основных сетей по нашей инвестпрограмме было направлено 63 миллиона рублей, на следующий год заложено 70. Мы ежегодно расширяем 480-500 гектаров просек, но погодная аномалия заставила задуматься над ускорением реализации этой задачи.

    Как объясняют специалисты, просеки необходимо расширять на расстояние на два метра больше высоты ближайшего к проводу дерева - причем с обеих сторон от оси линии и не только на основных, но и на так называемых распределительных сетях (напряжением 0,4-10 киловольт). По прикидкам энергетиков, в Ярославской области вырубки вдоль одних только распредсетей обойдутся в 300 миллионов рублей. Работы на них, согласно инвестпрограмме, должны были начаться с 2015 года, но теперь сроки придется переносить, ведь из 7000 километров пострадавших линий электропередачи 5500 - именно распредсети.

    Из-за плохого взаимодействия чиновников и энергетиков данные о количестве отключений часто кардинально отличались от реальной ситуации

    Деньги на порубочные работы будут предусмотрены в инвестиционной программе сетевой компании. Но в их освоении энергетики просят участвовать и регион - в частности, ГУ "Лесная охрана", потому что собственных сил для форсирования своеобразного лесоповала у сетевиков просто не хватит.

    В сводках не значились

    Впрочем, энергетикам придется перестраивать свою работу по многим направлениям. Например, по взаимодействию с населением. Как рассказал Евгений Шумилов, в дни массовых отключений электроэнергии практически все диспетчеры районов электрических сетей (РЭС) "Ярэнерго" отказывались общаться с пострадавшими жителями, а потом вообще перестали брать телефонные трубки.

    - Поэтому, когда людям удавалось дозвониться на телефон горячей линии ГУ МЧС, это были, во-первых, весьма длительные обращения, а во-вторых, очень эмоциональные, - деликатно передал суть проблемы полковник Шумилов. - Поэтому такую работу необходимо организовать просто из уважения к гражданам, даже если она не входит в обязанности диспетчера РЭС.

    Особенно много "очень эмоциональных" обращений по телефонам поступило из Борисоглебского района, где жители некоторых населенных пунктов "куковали" без электричества почти неделю. По словам председателя комитета по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике Ярославской облдумы Виктора Тамарова, из-за обрыва сетей в районе встали девять котельных, более 70 артезианских скважин и 55 водонапорных башен. И это - зимой!

    Ко всему прочему из-за плохого взаимодействия районных властей, сетевой и сбытовой компаний данные о количестве отключений часто кардинально отличались от реальной ситуации. В том же Борисоглебском районе, когда "Ярэнерго" рапортовало о подключении всех потребителей к электроснабжению, без света, как выяснилось, оставались еще несколько деревень.

    - Имело место расхождение информации, поступающей в региональное ГУ МЧС из единых дежурно-диспетчерских служб районов, от диспетчеров "Ярэнерго" и РЭС, - объясняет Евгений Шумилов. - На телефоны горячей линии, развернутой на базе нашего подразделения, приходили сведения об отключениях, которые не значились ни в одной сводке. Граждане звонили, мы выезжали, проверяли, и действительно, оказывалось, что населенный пункт к энергоснабжению не подключен и ни в каких заявках на восстановление не числится.

    Как выяснилось, достоверность информации напрямую зависела от активности главы района: чем лучше он знал о количестве отключений на своей территории, тем быстрее их устраняли. В то же время некоторые главы - например, Гаврилов-Ямского и Борисоглебского районов - владели ситуацией очень приблизительно.

    - Мы часто не "видим" потребителя, потому что это не наш клиент, а сбытовой компании, - подчеркивает Константин Котиков. - Это сильно влияло на время запитывания, в том числе, социально значимых объектов.

    Несогласованность информации и действий порой приводила и к тому, что люди, выделенные энергетикам на подмогу, сидели без дела, в то время как для ликвидации ЧС не хватало рабочих рук и специалисты ремонтно-восстановительных бригад спали, по словам Константина Котикова, "по три часа в сутки".

    - Сколько людей было нужно? Вот они в течение получаса с пилами, тракторами, согласно заключенным договорам, все выехали, - рассказал глава Угличского района Сергей Маклаков. - И простаивали эти люди с восьми утра до четырех вечера - их никто никуда не пригласил, никуда не направил. Если нужны дополнительные силы и средства, надо четко понимать, кто их возьмет и поведет в бой.

    В общем, произошедшая ЧС, как обычно, обнажила массу недоработок, недоделок и нестыковок в планах и действиях. В результате с 26 ноября к первым числам календарной зимы региональная КЧС по одной проблеме - нарушению энергоснабжения - собиралась десять (!) раз.

    Прямая речь

    Сергей Ястребов, губернатор Ярославской области:

    - Мы два дня жили в режиме ожидания новостей с фронта. Но, к счастью, после двух дней разговоров "на русском языке" движение пошло в нужном направлении. Постепенно мы из этой ситуации вышли благодаря тому, что удалось наладить, скоординировать совместные действия и взаимопомощь. Сделанные выводы теперь должны быть превращены в документы с указанием границ ответственности и взаимодействия всех структур. Потому что когда пять дней зимой люди сидят без тепла, им что хочешь объясняй - они выскажут все, что думают, и о системе энергоснабжения, и о системе власти, и будут абсолютно правы.

    Поделиться