19.12.2013 00:26
Рубрика: Дороги

Логика движения

Салехард получит всесезонное автосообщение с Большой землей
До пуска автомобильной дороги Салехард - Надым остался ровно год. Десятки тысяч северян с нетерпением ждут этого момента, с эмоциональным напряжением, словно за финальным футбольным поединком с участием любимой команды, следят за ходом работ.

Людей можно понять: столица региона до сих пор отрезана от Большой земли. Другой волнующий момент - новая дорога приближает старт важнейшего для развития российской Арктики проекта - Северного широтного хода.

Есть три варианта попасть в Салехард и выбраться из него. Первый: переплыть Обь на пароме, на железнодорожной станции в городе-спутнике Лабытнанги сесть в пассажирский состав. Но поезда редки, следуют отсюда только в западном направлении, через Республику Коми. Второй вариант популярный, да дорогой: купить билет на самолет. Но в отпускную пору, в рождественские и весенние каникулы мест в лайнерах не хватает. Третий путь, годный при морозной погоде, - на мощном авто по зимнику, сезонной дороге с прикатанным снегом. Но в метель или оттепель велик риск увязнуть в сугробах, стать пленником ночной тундры.

И вот, сбывается давняя мечта жителей западной зоны округа - строится капитальный всесезонный тракт. Старт был дан 3 марта 2011 года. Между городами 330 километров. Сегодня из них, по данным профильного департамента ЯНАО, около двухсот - земляное полотно, семьдесят - двухслойный асфальтобетон, по которому можно проехать с ветерком, еще тридцать с лишним километров - участок со щебеночным покрытием. В Приполярье всюду болота, реки, ручьи, озера, так что неудивительно количество мостовых переходов - их более полусотни. Приблизительно треть открыта для проезда, еще столько же в стадии завершения. Длина пролетных конструкций - от двух десятков метров до нескольких сотен. Скажем, протяженность моста через реку Маханяд-Пус-Яха, недавно сданного госкомиссии, - четверть километра. А самый крупный на Ямале переход через реку, причем совмещенный, то есть предназначенный также и для железнодорожного сообщения, возводится в Надыме. Его длина 1334 метра. Этот объект должен сыграть особую роль в развитии транспортной инфраструктуры ЯНАО, о чем скажем отдельно.

Помимо множества мостов шоссе получит массу переходов для оленей - в среднем через каждые шесть километров слева и справа устраиваются широкие пологие подходы к возвышающейся над местностью дороге. Всего их в проекте 54. Для Ямала, где выпасается самое большое в мире стадо оленей, дело обычное и обязательное: любого рода коммуникации, разрезающие тундру, должны иметь достаточное количество проходов для беспрепятственного перегона животных с пастбища на пастбище. К слову, десятая часть сметной стоимости объекта предназначена на восстановление экологической среды - рекультивацию песчаных карьеров и подходов к мостам, укрепление речных берегов вблизи инженерных сооружений и компенсационный выпуск в водоемы молоди рыб, ландшафтно-технологическое укрепление откосов с посевом трав.

На пике строительства занято около тысячи человек, задействовано до 600 единиц техники. Зима для дорожников - такая же жаркая пора, как и лето. Отсыпать земляное полотно в ЯНАО желательно именно в холода, дабы не растеплить вечную мерзлоту и не спровоцировать в последующем вспучивание либо просадку грунта. Зимой также прокладываются водопропускные трубы, завозится щебень.

Строят трассу одновременно и со стороны административного центра автономии, и со стороны Надыма. В региональном правительстве ожидают, что стыковка произойдет в декабре 2014 года и тогда станет возможным сквозное автомобильное сообщение между двумя городами.

Пусть к тому моменту далеко не везде еще будет уложен асфальт, зато с зимником можно навсегда попрощаться. По ориентировочным оценкам экономистов, только благодаря оптимизации грузовых и пассажирских перевозок, уменьшения затрат на горючее, амортизационных расходов годовой экономический эффект составит 2-2,5 миллиарда рублей. Впервые станет всепогодным движение по единственному меридиональному тракту, связующему Салехард с Надымом, Сургутом, Ноябрьском, Тобольском и Тюменью. Кстати, самый масштабный за постсоветскую историю Ямала автодорожный проект финансируется из двух источников - окружной казны и бюджета областной программы "Сотрудничество".

Теперь самый момент напомнить о совмещенном мосте в Надыме, который планируется ввести в эксплуатацию до конца грядущего года. Это один из ключевых объектов в проекте "Северный широтный ход" (СШХ), предусматривающем на первом этапе прокладку одноколейки между Лабытнангами, Салехардом и Надымом с переброской двухкилометрового моста через Обь плюс модернизацию ветки до Нового Уренгоя. Образуется 700-километровая дистанция. Она свяжет основные промышленные города, нефтегазовые залежи ЯНАО с Северной и Свердловской железными дорогами, а также с Бованенковским месторождением полуострова Ямал. А при продлении ветки от станции Бованенково до строящегося порта Сабетта СШХ сомкнется с Северным морским путем, образовав в ведущем арктическом регионе РФ оптимальную логистическую схему для перемещения сначала десятков, а затем и сотен миллионов тонн грузов. Для этого проекта автострада Салехард - Надым, по мысли губернатора округа Дмитрия Кобылкина, послужит еще и в качестве технологической дороги для постройки в ближайшие 5-6 лет параллельной ей железной магистрали.