УФАС: Москвичей заваливают SMS-спамом

Две трети поступающих в столичное управление федеральной антимонопольной службы жалоб в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции касаются SMS-спама. При этом наказывать заказчиков рассылки удается далеко не всегда - они прячутся за подставных лиц, а срок давности по таким нарушениям составляет всего один год, которого часто не хватает на то, чтобы довести дело до суда.

Об этом сегодня журналистам рассказала замглавы московского управления антимонопольного ведомства Ирина Климкина. По ее словам, в этом году в ведомство поступило 1,8 тысячи обращений о нарушении законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции в Москве. И около 1,2 тысячи жалоб похожи друг на друга как две капли воды - москвичи недовольны регулярно приходящими на их мобильные телефоны рекламными сообщениями.

- Количество таких жалоб с каждым годом растет в геометрической прогрессии, причем мы понимаем, что обращаются к нам не по каждому случаю, - рассказала Ирина Климкина. - К сожалению, огромное количество заявлений не перерастает в огромное количество дел. Мы не бессильны в борьбе со спам-рассылкой, но такого рода дела требуют огромного человеческого ресурса и много времени. Как правило, цепочка SMS-распространителей состоит из четырех-шести лиц, и дойти до конечного заказчика, который часто оказывается индивидуальным предпринимателем, достаточно проблематично. На это уходит масса времени, из-за чего могут пройти сроки давности по привлечению к административной ответственности.

Срок давности составляет всего один год и за него нужно успеть вычислить и наказать непосредственных заказчиков рассылки, которые за определенную сумму нанимают своеобразных посредников. Последние до недавнего времени выходили сухими из воды, но сейчас ФАС начала привлекать к ответственности и их - антимонопольщики ждут первых решений суда, ведь, в конечном счете, штрафы выносит судья, а не инспектор контрольного ведомства.

Если суд признает вину посредников, то будет создан прецедент и тогда штрафовать за SMS-рассылки станут всех участников процесса. Штраф сейчас оставляет от 100 до 500 тысяч рублей - впервые попавшимся назначают минимальное взыскание, а "рецидивистам" приходится платить по максимуму. Есть и другая проблема, касающаяся SMS-рассылок - на них не так-то просто пожаловаться. Надо написать заявление в УФАС, приложить к нему скриншот присланного рекламного сообщения с различимым текстом, датой и временем получения, а также номером отправителя. Кроме того, нужно взять у своего мобильного оператора детализацию принятых сообщений. Все эти требования часто отбивают намерение пожаловаться, хотя, согласно статистике, многие идут до конца и добиваются реакции инспекторов.

Ирина Климкина говорит, что в следующем году должен быть принят закон, который предоставит больше возможностей по борьбе со спамом. В частности, антимонопольщики могут получить право блокировать номера, с которых идет рассылка сообщений. Спамеры, однако, не единственные нарушители законов о рекламе и конкуренции, утверждают в антимонопольном ведомстве. В этом году начал действовать запрет на рекламу алкоголя в печатных СМИ и некоторые издания попытались обойти его, выдавая рекламу спиртного за аналитические обзоры.

Против одного из журналов столичное УФАС возбудило сразу 16 дел по незаконной рекламе алкоголя, однако решение по ним еще не вынесено. По другому журналу сейчас идет разбирательство - там были опубликованы фотографии популярной музыкальной группы, участники которой сидели за столом, и на переднем плане была видна бутылка водки с хорошо читаемым названием. Причем в тексте никакого упоминания напитка не было. Эксперты фотографии признали рекламными и в скором времени ФАС должна возбудить очередное дело.

Хватает и случаев незаконного использования олимпийской символики. Один из столичных кредитных кооперативов, к примеру, предлагал людям воспользоваться вкладом "Олимпийское сбережение" и разместить в нем деньги под 20,14 процента. Теперь креативным финансистам придется заплатить штраф. "Использовать олимпийские символы могут только лицензированные партнеры Олимпийских игр в Сочи", - подчеркнула Ирина Климкина.