25.12.2013 18:44
Рубрика: Дороги

Пробка, я тебя вижу

В столице открылся ситуационный центр управления движением
То, чему многие годы завидовала российская столица в других городах мира, свершилось. Теперь и у нее есть свой ситуационный центр управления дорожным движением, заработавший на днях. "Это итог нашей трехлетней деятельности по созданию интеллектуальной транспортной системы", - заявил мэр Москвы Сергей Собянин, посетив сегодня центр, расположившийся во 2-м Лесном переулке возле Белорусского вокзала.

На стене диспетчерского зала - 55 мониторов и огромная карта, на которой можно видеть все, что происходит на дорогах столицы. Например, как работают все 1688 светофорных объектов. Где-то затруднено движение? Транспортные потоки перенаправят другим путем и пробка, таким образом, рассосется. Поможет принять правильное решение система телеобзора, которая передает в центр данные о скорости потока машин и его интенсивности. Причем, можно не волноваться, что телекамеры заметет метель или зальет дождь - они автоматически очистятся от влияния любой непогоды. Как пояснил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в ситуационном центре города применены лучшие технические разработки, зарекомендовавшие себя во всем мире. Загрузку не просто дороги, а каждой из полос движения, оценивают 674 датчика, передающие информацию не реже, чем каждые 1,5-5 секунд.

Водителей сориентируют, каким путем лучше ехать, 150 информационных табло, которые сообщат обо всех пробках на дорогах и подскажут пути объезда. Кроме того, обратят внимание на дорожную ситуацию в зависимости от погоды, например, будьте осторожнее, гололед. А 708 стационарных комплексов фотовидеофиксации контролируют соблюдение правил на парковках города, а так же вовремя ли водители расплачиваются за пользование ими. По словам Ликсутова эти комплексы уже доказали свою эффективность: москвичи стали аккуратнее не только парковаться, но и ездить в местах их установки. Не случайно количество ДТП на этих участках снизилось на 17,5%.

Параллельно за ситуацией на автостоянках следят мобильные комплексы - парконы, которые фотографируют все нарушения и передают данные одновременно в ситуационный центр и ГИБДД. Судя по карте парковочного пространства, введение платы за автостоянку на территории всего Садового кольца не очень-то испугало автовладельцев - к 15.00 дня свободными оказались всего треть парковочных мест. Значит, если уж позарез надо попасть в центр города на машине, можно быть уверенным, что поставить ее будет куда. Данные о свободных машино-местах скоро сможет получить и каждый водитель, как впрочем, и всю информацию о дорожной ситуации в городе: разрабатывается мобильное приложение, которое к концу второго квартала Максим Ликсутов пообещал бесплатно раздать всем желающим.

Полезным же оно окажется не только для автовладельцев. Дело в том, что благодаря оснащенности системой ГЛОНАСС в ситуационном центре сейчас видят и каждую из 11 тысяч единиц общественного транспорта - как они соблюдают график движения, не застряли ли в пробках. Застряли? Диспетчеры переключат светофоры, чтобы дать дорогу автобусам и троллейбусам. Система еще только начала работать, но эффект уже и тут проявляется. В этом убедился корреспондент "РГ" на примере троллейбуса N 95: еще недавно его надо было ждать минут по 40, а сейчас он приходит строго в положенные каждые 12 минут. "То ли еще будет, - пообещал Максим Ликсутов мэру. - С помощью мобильного приложения москвичи скоро смогут в режиме онлайн узнавать о том, когда именно придет любой автобус или троллейбус на данную остановку и даже получать предупреждение, что пора из дома выходить - персональный помощник высчитает, сколько времени у вас уходит на дорогу до остановки.

Под такой же жесткий контроль транспортники обещают взять и всех частных перевозчиков, работающих на столичных маршрутах. Ну, и конечно же, самого главного - столичную подземку, причем, даже увязать ее с расписанием прихода электричек из Подмосковья. Ожидается большой наплыв пригородных поездов на данный вокзал? Диспетчеры метрополитена дадут команду увеличить число своих поездов на данном направлении. Произошло ЧП? Над диспетчерским залом есть еще маленький зальчик - для чрезвычайных ситуаций. С такими же мониторами и длинным столом, где оперативно смогут собраться представители департамента транспорта, метрополитена, "скорой помощи", МЧС и видя на экране место ЧП, быстро выработать общее решение, как ликвидировать его последствия с наименьшими потерями.

В общем, похоже, что Москва и впрямь поедет быстрее. Причем, буквально через полгода, за которые Максим Ликсутов пообещал отработать взаимодействие всех служб, задействованных в работе ситуационного центра.