31.12.2013 00:48
Рубрика: Транспорт

Льготы кончились

Сегодня прекращает свое действие программа льготного автокредитования, объявленная в июле 2013 года. В программе участвовали более 150 российских банков, средняя ставка по льготным автокредитам составила 9% годовых, но в некоторых случаях она доходила и до рекордно низких 4% по программам, дополнительно субсидируемым автопроизводителями.

По состоянию на ноябрь по программе было продано более 180 тысяч автомобилей, на ее реализацию в бюджете предусмотрено 7,8 млрд руб. в период с 2013 по 2016 год. Доходы бюджета в виде НДС и акцизов с проданных автомобилей, как ожидается, составят в 2013 году более 20 млрд руб.

- Программа была направлена на увеличение объемов продаж на российском авторынке, - отметил Алексей Гуляев, гендиректор "АвтоСпецЦентр Химки. - Однако положительных тенденций на рынке не отмечается. Программа стартовала 1 июля, но продажи в ноябре упали на 8%, в августе - на 10%, в октябре - снова на 8%. Незначительные улучшения за весь период действия программы можно отметить только в сентябре - замедление спада на 5% по отношению к предыдущему месяцу.

Программа льготного автокредитования хоть и была популярна, но все, что ей удалось, это сдержать падение продаж автомобилей, добавил ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов. По его словам, с начала года на рынок оказывает влияние тренд насыщения, да и сценарий развития российской экономики не способствует росту покупательской активности. Между тем программы льготного автокредитования как стимулирующего фактора недостаточно, чтобы направить рынок в "плюс", убежден эксперт.

Повлияет ли отмена программы на рост цен на автомобили в следующем году? Скорее это будет обусловлено другим фактором, прогнозируют участники рынка - уже с завтрашнего дня производители отечественных автомобилей по условиям ВТО должны будут платить утилизационный сбор. Для новых автомобилей из категории бюджетных седанов (например, популярных Lada Granta, Hyundai Solaris, Renault Logan) сбор составит в общем объеме 26,8 тыс. руб. за автомобиль (базовая ставка 20 тыс. и коэффициент 1,34 на новый автомобиль с двигателем объемом менее 2 л).

- Повышение цен произойдет за счет необходимости компенсации утилизационного сбора для автомобилей российской сборки, которых на рынке большинство, - подтвердил Алексей Гуляев. - Однако по итогам прошедшего в сентябре Московского международного автомобильного салона к 2014 году на рынке недорогих автомобилей станет больше.

Азат Тимерханов считает, что повышение цен все-таки будет происходить не резко, а постепенно, в течение года, иначе это негативно скажется на продажах машин. Что касается возможного спроса, то кардинальные изменения тут маловероятны, отметил эксперт. По-прежнему будут популярны автомобили сегмента SUV ((Sport Utility Vehicle, внедорожники и кроссоверы), а также классов "В" и "С".

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в России сегодня почти каждый второй автомобиль приобретен в кредит (46%). А в 2014 году, по прогнозам НБКИ, это число достигнет 50%. По информации "Автостата", объем рынка новых легковых автомобилей в России по итогам трех кварталов 2013 года составил 1,93 млн штук, что на 5,3% меньше, чем за 9 месяцев 2012 года.

- Продажи смещаются в более дорогие сегменты, - отметил гендиректор "Автостата" Сергей Целиков. - Средняя стоимость нового легкового автомобиля в России составила 900 тысяч рублей. По нашей оценке, емкость рынка новых автомобилей по итогам 9 месяцев достигла 53,3 миллиона долларов, что примерно соответствует прошлогоднему уровню.

Минпромторг намерен продолжать мониторинг ситуации на автомобильном рынке и при необходимости готов предложить меры поддержки, адекватные динамике каждого сегмента авторынка.