Новости

31.12.2013 00:28
Рубрика: Культура

Мертвые души

Шекспировские страсти разгорелись в Гоголь-центре
Новый год без какого-нибудь скандальчика - как пиво без водки и деньги на ветер. Мог ли позволить себе такую бездуховность Гоголь-центр? Никогда.

Полтора года назад в тогдашнем Театре им. Гоголя пытались раздуть скандал в связи с назначением нового художественного руководителя Кирилла Серебренникова. Но какой смысл был в том скандале? Театр существовал где-то на обочине общественной мысли, и дело его, скандаль не скандаль, было провальным. Кирилл Серебренников очень, очень высоко оценил решение руководителей столичного Департамента культуры назначить его, Кирилла Семеновича, худруком этого театра. И обещал вернуть театр в самый мейнстрим, превратив в учреждение концептуальное и креативное. Что и было немедленно сделано.

В сущности, и этот новогодний скандал вполне логичен, даже если пуст изнутри, как шарик на елке. Главное, что и в этом скандале шарик выглядит концептуально: искрится и бликует.

29 декабря в Гоголь-центре обещали творческую встречу с драматургом Любой Стрижак, несущей зрителю новую театральную искренность. Но тут амнистировали девушек из "Пусси Райот", и концепция переменилась. Не может уважающий себя театр пройти мимо важнейшего в отечественной культуре события!

Вместо Любы Стрижак спешно объявили премьеру фильма "Показательный процесс: История "Пусси Райот", к которой прилагалась дискуссия с участием главных героинь фильма. На встречу согласились лично прийти сама Надя Толоконникова и сама Маша Алехина! Из Нью-Йорка специально прилетел сам режиссер Максим Поздоровкин! Да и Ирина Прохорова отменила все дела, чтобы вести разговор со зрителем!

Но вдруг все испортил Сергей Капков, тот самый, который Серебренникова назначал и приводил в восторг.

27 декабря руководитель Департамента столичной культуры прислал в театр удивленное письмо: случайно узнал из соцсетей об изменениях в афише.

Письмо воздало должное неоценимому вкладу Серебренникова в развитие современного театра, но зачем-то еще напомнило о здравом смысле: "государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества". Письмо умоляло великого режиссера почти со слезой: "Уважаемый Кирилл Семенович, мы с Вами много говорили о том, что наша миссия "чинить мир", делать его лучше, а не эпатировать публику скандальными историями, не имеющими отношения к культуре во всех смыслах этого слова. Давайте придерживаться этого принципа и беречь друг друга".

28 декабря Кирилл Серебренников написал длинный пост в своем блоге: "Цензура в театре есть!". Раньше он говорил, что нету, а теперь оказалось - есть. "Циничная, бессмысленная и глупая". Серебренников осознал, что "все расшибается о беспросветный мрак и морок, который пришел, заполнил все пространство вокруг и правит нами". Потому что отвратительное "подавляющее большинство", населяющее эту страну, портит всю атмосферу. Уже и с девушками встретиться нельзя! Отменить мероприятие пришлось после "целого дня нервных переговоров".

Попутно Серебренников приурочил к своему скандалу - проверки по поводу его спектакля "Человек- подушка" и шум вокруг "спектаклей Кости Богомолова". Слегка преувеличивая силу шума - чтоб "наше профессиональное сообщество" прочувствовало и не молчало: "Чего молчите?... Следующий раз придут за вами".

Попутно Серебренников обматерил "этическую Хартию кинематографистов": коллег, которые не совпадают во мнении с Серебренниковым, он стыдит и называет "самыми ловкими и шустрыми учениками "Дракона". И так далее, письмо очень пафосно. И главное: очень, очень он недоволен Капковым и его департаментом. Короче говоря, ему жаль, гадко и противно, что пришлось отменить мероприятие.

Надежда Толоконникова также успела написать в своем Фейсбуке: "Мы отсидели два года, мы вышли. И - снова-здорово. Мы инициируем цивилизованный подход - и получаем чиновничью отписку. Неделю назад я получала отписки от мордовского прокурора Ямашкина, сегодня получаю их от Капкова".

А мы обратились за комментарием к телеведущему, драматургу и режиссеру Андрею Максимову, не имеющему никакого отношения к обеим сторонам этой истории.

Комментарий

Такое ощущение, что все сошли с ума...

Или в стране, где главный певец Стас Михайлов, главная балерина Анастасия Волочкова, а главный писатель Сергей Минаев, - главными борцами за демократию естественно становятся "Пусси Райот"?

Что, собственно говоря, для демократии и свободы сделали эти дамы? Да, их осудили на несправедливо длительный срок, потом, правда, амнистировали. Они-то при чем?

Пели в храме, зная, что это оскорбит миллионы людей? Трахались голые в музее ( при том, что одна была беременна) и потом выставили видео в Интернете?

Ирина Прохорова, которую я бесконечно уважаю, уже сравнивает их с Цветаевой и Ахматовой. Вообще, что ли...

И я абсолютно понимаю Капкова, который отвечает за московскую культуру и не хочет, чтобы в театре - в театре, блин! - показывали кино про этих дам.

При чем тут цензура?

Я лично с Капковым не знаком. А с Серебренниковым знаком. И Кирилл Семенович, наш великий, прекрасно понимает, что подставляет своего товарища, который, к слову сказать, отдал ему Театр Гоголя. Вопреки мнению общественности, крикам, демонстрациям...

И теперь Кирилл обвиняет Капкова в цензуре только потому, что глава управления культуры не хочет, чтобы в театре показывали фильм про женщин, которые, беременные, трахаются в музее, а также засовывают себе мороженых кур в причинные места...

Вы чего, ребят?

Можно не любить власть - ради бога. Сегодня это модно. Но голову-то совсем терять не надо...