В современном мире и в современной экономике для каждой организации при приеме человека на работу критично понимать, что реально этот человек умеет делать.
Давайте рассмотрим такой пример. Человек закончил вуз, у него в дипломе написано, что он прошел курс сварки, курс английского языка, курс управления проектами. Одновременно у работодателя есть вакансия бригадира сварщиков для сварки трубы "Южного потока". Работодатель человека с дипломом взял, отправил его к месту работы. Но в итоге новый работник швы сварил плохо, по-английски говорить не умеет, работу организовать не смог. Работодатель его уволил. Но ведь трубы уже сварены, время и деньги на транспортировку человека потеряны, графики работы сорваны. Цена ошибки в данном случае - цифра со многими нулями.
Так как в современной России такие ситуации возникают постоянно, работодатели на дипломы смотреть перестали. Но нужен, следовательно, другой инструмент оценки.
Во всем мире для этого используются профессиональные стандарты - то, что человек должен уметь на входе в профессию. И есть независимая система, которая эту квалификацию подтверждает.
По всем основным профессиям в мире существуют описания и описание требований к ним. Проще говоря, профессиональные стандарты - это и есть эти описания. В разных странах их разное количество, разные модели. В Германии существуют 322 профстандарта, которые описывают те профессии, за которые государство готово платить, то есть готово обучать людей по этим профессиям в средних и высших учебных заведениях, и готово тратить деньги на их переквалификацию. Эти 322 профессии немцы считают для себя приоритетными. Остальных профессий может быть сколько угодно, но они живут без поддержки государства.
Профстандарты являются ориентиром для системы образования. Мы часто говорим о том, что бизнес должен делать заказ системе образования, но при этом бизнес и образование не могут найти общего языка. Но профстандарты и есть этот заказ, и язык формулирования профстандартов и есть язык, на котором бизнес делает заказ на образовательные программы.
Образовательные стандарты должны проистекать из профессиональных. В России в свое время поступили наоборот. Разработали зачем-то огромное количество образовательных стандартов, не основанных на профессиональных. В итоге люди готовятся в никуда. Они заканчивают вуз и выясняют уже после его окончания, что никакой профессии они не соответствуют. Дальше они начинают свое бесконечное путешествие по рынку труда, делая хаотичные попытки научиться чему-нибудь по кусочкам.
В любом нормальном российском бизнесе, который хочет конкурировать на рынке, есть внутренние профессиональные стандарты. Но на национальном уровне у нас этих профстандартов нет. В итоге бюджетный сектор и госкомпании работают значительно хуже, чем частные. Именно поэтому президент предложил для бюджетного сектора и госкомпаний профстандарты сделать обязательными. Когда это будет реализовано, это будет означать, что, если человек захочет претендовать на какую-то позицию в бюджетном секторе, он должен будет обладать достаточной подтвержденной квалификацией. Между прочим, это снимет справедливые упреки общества к существующей сегодня непрозрачности приема на государственную службу.
Собственно, эта задача уже была поставлена в майских (2012 года) указах президента, где было требование разработать 800 профессиональных стандартов к 2015 году. К сожалению, она начала решаться бюрократически: разработку стандартов стали делать по закону о госзакупах, то есть методом тендера, в котором побеждает организация, предлагающая разработать стандарт за минимальную цену. В итоге стандарты врача-гинеколога разрабатывает университет, занимающийся подготовкой кадров для госслужбы, а стандарт художника-аниматора делает компания, зарегистрированная в Пермском железнодорожном техникуме (это реальные истории). Это привело к тому, что значительное количество разработанных в 2013 году стандартов было сделано впустую. По сути, президент совещанием по разработке профстандартов и Посланием Федеральному Собранию остановил эту ситуацию. Он указал на необходимость разработки профстандартов профессиональными сообществами, то есть профессиональный стандарт врача-реаниматолога должен обязательно быть утвержден не просто министерством труда, а Национальной медицинской палатой или другим профессиональным сообществом врачей. Тогда есть шанс, что профстандарт будет качественным.
Оплата за профстандарты тоже должна идти иначе. Деньги могут платиться уже за результат, за разработанные профстандарты, и то, если эта профессия и профстандарт приоритетны для государства.
И последний вопрос: где мы возьмем профессиональные сообщества? Разработка профстандарта как раз отличный метод для складывания профсообществ, в котором разные профессиональные структуры будут вынуждены договариваться и объединяться друг с другом. Например, есть сквозные рабочие профессии достаточно высокого уровня, использующиеся в разных компаниях. Компании будут понимать, что им могут навязать чужой стандарт, в разработке которого они не принимали участия. Это будет плохо для их бизнеса, поэтому они будут вынуждены делегировать своих профессионалов для его разработки. А профессионалы с профессионалами всегда договорятся.
Но при этом надо сказать, что несколько сотен профессиональных сообществ в стране уже есть. Они пока слабые, им надо помогать, их надо развивать, и поэтому в Послании было специально сказано о создании Национального совета профессиональных квалификаций, который должен принять за два ближайшие года пакет важных для государства профессиональных стандартов, в функции которого войдет и задача развития профсообществ.