Трудовых мигрантов обяжут сдавать экзамены на получение прав
Сам закон вступил в силу с 5 ноября, спустя полгода после официального опубликования. Однако этого времени оказалось недостаточно, чтобы транспортные предприятия успели направить всех своих работников на получение российских водительских удостоверений. Да и в ГИБДД к таким переэкзаменовкам были не готовы: постановление правительства о порядке обмена иностранных водительских удостоверений не было подписано. Не подписано оно и до сих пор. Сейчас проходит общественное обсуждение проекта на портале regulaition.gov.ru.
Обязать работодателей нанимать водителями только тех, у кого есть российские права, заставило количество аварий с участием водителей-гастарбайтеров. Зарубежные гости, которые чаще всего работают на маршрутках, а также на грузовиках, обслуживающих стройки, зачастую ведут себя по своим собственным правилам. О безопасности пассажиров, да и тех, кто едет в соседних автомобилях, говорить не приходится. Нанимают их за копейки, будучи уверенными, что те уж точно не будут предъявлять претензий по поводу технического состояния выделенного автомобиля. А если маршрутка развалится по дороге, то отвечать будет водитель. А машину и так, и так не жалко. Поэтому и квалификация такого водителя для перевозчиков не сильно важна. В результате на работу нанимались и те, кто мог и "дурь" покурить, и выпить за рулем, да и с правилами дорожного движения почти не знаком.
Еще летом ГИБДД совместно с ФМС проверили свыше 180 тысяч автобусов и маршруток, около 7 тысяч мест стоянок автотранспорта, две с лишним тысячи автостанций. Выявлено более тысячи несанкционированных пунктов прибытия и отправления автобусов, свыше трех тысяч работодателей, использующих труд нелегалов. За рулем автобусов оказалось около 9 тысяч незаконных мигрантов. А на дороги выпускалось почти четыре тысячи автобусов и маршруток, которые никто нигде не регистрировал и не проверял. Более четырех тысяч водителей-гастарбайтеров садились за руль, вообще не имея прав и каких-либо разрешений на работу по перевозке пассажиров. Во время массовых проверок были задержаны свыше трех тысяч водителей-гастарбайтеров в состоянии алкогольного опьянения.
24 декабря в Свердловской области в ГИБДД поступила жалоба на водителя маршрутки, который зажал дверями беременную женщину. Сотрудники ГИБДД после этого проследили за этой машиной. Водитель умудрился за день 13 раз нарушить правила, в том числе проехать на красный свет и двигаться с открытыми дверями. По всем случаям составлены протоколы, а руководству транспортного предприятия рекомендовано уволить водителя. Также все материалы направлены в ФМС для принятия решения о депортации этого горе-водителя.
Для обмена прав, который уже проходит в стране, иностранным водителям предоставлены очень льготные условия. А именно только сдача теоретического экзамена. При этом ГИБДД будет направлять запросы в те органы, которые им выдавали права в их родной стране. В проекте постановления правительства "О допуске к управлению транспортными средствами" говорится, что российские права будут выданы только после подтверждения факта получения национальных прав компетентными органами иностранного государства.
Сейчас, например в Москве, у иностранных водителей принимают теоретический экзамен. Но российские права пока не выдают, до выхода в свет соответсвующего постановления правительства и вступления в силу этой части закона о безопасности дорожного движения.
Некоторые транспортные предприятия направляют своих водителей-иностранцев на полноценное обучение и получение российских прав в общем пордяке.
Но большинство предприятий направляют своих водителей на сдачу теории. Однако ажиотаж, который наблюдался до 5 ноября, сильно спал. Но, скорее всего, интерес к этой услуге вновь резко вырастет перед 5 мая. Ведь именно с этого числа иностранцы не смогут работать водителями без российских прав. А если работодатель допустит их до руля, то будет отвечать по статье 12.32.1 Кодекса об административных правонарушениях. За это ему грозит штраф 50 тысяч рублей. Сам водитель будет отстранен от руля и понесет ответственность как за управление без прав. За это грозит штраф от пяти до 15 тысяч рублей.
Между тем эксперты считают, что таким водителям для получения российского водительского удостоверения необходимо сдавать полноценный экзамен. В европейских странах на работу не принимают водителей с иностранными правами вообще. У нас же законодатели решили не обременять иностранцев столь сложным порядком получения прав. Хотя, по подсчетам экспертов, только в Московской области на пассажирском транспорте работает около 6 тысяч водителей с иностранными правами. На большегрузном - около 16 тысяч. Сколько работает на грузовиках, обслуживающих коммуналку, неизвестно.
Первый опыт приема экзамена у водителей-гастарбайтеров показал, что не все из них готовы к этому. Проблемы не только в знании самих правил, но и в знании русского языка.
Если в среднем по России с первого раза сдает экзамены 35-37 процентов кандидатов в водители, то у водителей-гастарбайтеров процент сдачи оказался значительно ниже. В некоторых регионах он составляет 16 процентов.