Якутск распрощается с паромами через шесть лет

За право построить в Якутии автомобильный мост через реку Лена поборются два российских консорциума.

В названиях обоих претендентов на крупный заказ ("Транспортные концессии (Саха)" и "Якутская мостостроительная компания") присутствует местный колорит, но чисто номинально. Фактически в них объединены мощные российские специализированные предприятия и финансовые структуры. Победитель объявленного Росавтодором конкурса станет известен весной.

- А уже до конца года должно быть подписано и закрыто концессионное соглашение, - отметил министр транспорта России Максим Соколов.

Мостовой переход свяжет берега реки в 30 километрах от Якутска. Лена в этом месте не очень широка, около трех километров. Но с учетом подъездных путей длина сооружения составит 21 километр.

По условиям конкурса, на проектирование и строительство победителю будут отведены шесть лет. Затем в течение еще восьми лет государство планирует оплачивать концессионеру эксплуатацию мостового перехода - проезд по нему будет бесплатный.

В общей сложности максимальные затраты госбюджета могут составить 56,3 миллиарда рублей (40,25 миллиарда на строительство и 16,03 - на выплаты по концессионному соглашению). Еще 6,5 миллиарда рублей должен вложить в строительство сам подрядчик.

С учетом подъездных путей длина сооружения составит 21 километр

- Новый мостовой переход очень нужен для всей Якутии, так как сейчас все товары, в том числе продукты питания, доставляют в отдаленные регионы республики только воздушными и водными путями, - отмечает руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Лена делит территорию Якутии пополам. Связь расположенных на левом берегу реки населенных пунктов (в том числе и Якутска) с внешним миром летом осуществляется с помощью паромов, зимой - по льду. Учитывая, что в период ледохода и ледостава ни один из этих способов переправы через реку невозможен, весной и осенью все левобережье оказывается в транспортной блокаде. Чтобы сократить этот период, ленские речники ежегодно вынуждены продлевать навигацию до установления 25-градусных морозов, когда проводка парома даже с помощью ледокола становится опасной.

По документам мост объединит в единую транспортную систему проложенные на разных берегах реки федеральные трассы "Лена", "Колыма" и "Вилюй". По сути же он позволит вывести обширную часть республики из режима сезонной транспортной доступности.

Первоначально власти региона добивались строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного перехода через Лену. Такое решение позволило бы создать в Якутске полноценный логистический центр, объединяющий автомобильный, железнодорожный, речной и авиационный виды транспорта. Однако цена вопроса оказалась слишком высокой, поэтому прокладку рельсов через реку отложили на неопределенное будущее.