Екатеринбург стал лидером по охвату населения интернет-магазинами

Традиционный рост интернет-продаж в 2013 году не побил рекордов - показатели  практически совпали с 2012-м. Начавшийся в ноябре "высокий сезон" показал незначительный рост продаж (до двух процентов) лишь в отдельных категориях. Однако и такая малость бизнесменам далась нелегко.

Главенствующее настроение 2014 года эксперты характеризуют как покупательский пессимизм или здоровый консерватизм. Ранее во всех сегментах потребительского рынка отмечалось снижение динамики продаж и сползание в стагнацию. Чтобы победить если не панические, то пессимистические веяния и настороженность покупателей, предпринимателям приходится разворачиваться, что называется, лицом к клиенту. Как обрисовал ситуацию управляющий федеральной сетью: в 2014-м человек, называющий себя предпринимателем и не умеющий при этом работать на падающем рынке, - сразу на выход.

В России интернет-торговля остается одним из наиболее динамично растущих сегментов бизнеса (по разным оценкам, она прибавляет от 20 до 40 процентов ежегодно, за десять лет объем рынка вырос в тысячу раз). По последним данным агентства Data Insight, сейчас в Рунете 2000 магазинов, оформляющих более десяти заказов в сутки, и меньше ста магазинов, где за сутки делают заказы более тысячи покупателей. Так что динамика пока сохраняется, свободного места полно. Тесновато становится только в секторе бытовой техники и электроники, где развернули онлайн-площадки уже все торговые гиганты. Так, в декабре один из крупнейших IT-брендов создал фирменный интернет-магазин в Екатеринбурге  с бесплатной доставкой гарантированно "белых" гаджетов.

Согласно исследованию агентства Gemius, суммарный охват интернет-аудитории порталами сектора e-commerce превысил две трети общего числа пользователей Рунета. Лидерство по показателю охвата принадлежит отнюдь не столицам, а Екатеринбургу, где к услугам онлайн-магазинов прибегает 81,6 процента интернет-аудитории. На втором месте Санкт-Петербург (73,9), Москва отстает от него незначительно (72,1). Большая часть онлайн-покупателей - это люди со скромным (15-30 тысяч в месяц) достатком.

По словам экономиста Виталия Переверзева, пристрастие екатеринбуржцев к "магазинам на диване" объясняется, во-первых, экономической выгодой (как правило, в Интернете цены ниже за счет экономии на складских помещениях, торговых залах, продавцах и кассирах). Во-вторых, экономией времени и сил: виртуальный выбор сделать физически легче, нежели утомлять себя реальным шопингом. В-третьих, екатеринбуржцев привлекает богатство онлайнового ассортимента. Скажем, подчас новые коллекции любимых брендов гораздо полнее представлены в Рунете, чем в фирменных торговых точках.

Если говорить о деталях, то рынок электроники показал два экстремума - смартфоны и планшеты, спрос на которые опередил соответственно обычные сотовые телефоны и стационарные компьютеры вместе с ноутбуками и нетбуками. В лидеры рынка бытовой техники вырвалась мелкая: по итогам минувшего года, подведенным одной из крупнейших сетей, первое место в рейтинге запросов заняла мультиварка, а второе - весы, причем не простые, а те, которые вдобавок к килограммам измеряют мышечную массу и дают рекомендации владельцу.

На интернет-рынке одежды, обуви и аксессуаров мог бы наблюдаться застой, но игроки его избежали благодаря обострению конкуренции. По словам продавцов, с октября спрос начал заметно падать, покупатели принялись экономить на предметах второй необходимости - одежде и обуви. Так что во второй половине года продавцы бились за то, чтобы выручка не упала, запуская одну за другой маркетинговые акции.

Аналитики подсчитали, что за год восемь крупнейших магазинов в Сети посетили более 16,5 миллиона человек. Продавцы избавились от вечного камня преткновения - логистики, отдав доставку товаров в регионы на аутсорсинг. К примеру, крупнейший онлайновый магазин ежедневно отправляет по паре контейнеров с одеждой самолетом в Екатеринбург, откуда товар развозят по ближайшим регионам, обеспечивая доставку с почасовой точностью.

Рядовой покупатель мог вкусить все блага, вытекающие из конкурентной борьбы продавцов. За последние месяцы большинство интернет-магазинов отказалось от платной доставки, сократило ее сроки, принялось "потчевать" клиентов подарками и акциями. Извещения о скидках приобрели практически ежедневную периодичность - на горе работодателю, подчиненные которого отдают рабочее время виртуальному шопингу.