Десять самых "криминальных" автомобилей России
Сегодня же нашу жизнь невозможно представить без машин. Авто - это не только средство передвижения, как считают многие, но и показатель того, к какому классу ты принадлежишь. Не обходятся без "железных коней" и преступники, которые выбирали для себя всегда самые лучшие модели. "РГ" решила окунуться в историю, составив рейтинг самых "криминальных" автомобилей России 1990-х - начала 2000-х годов.
1.ВАЗ-2109
До 80-х годов организованная преступность в СССР официально не существовала, да и бандитских машин практически не было. Конечно, можно вспомнить знаменитый фильм Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля", где главный герой Юрий Деточкин занимается угоном ГАЗ-21. Однако это больше художественный обрез, чем отражение действительности.
По-настоящему автомобиль стал атрибутом криминального мира лишь в конце 80-х - начале 90-х годов. Выход на рынок ВАЗ-2109 сначала не вызвал особого ажиотажа среди покупателей, но затем тольяттинский завод поработал над своими ошибками, подтянув уровень надежность и устранив проблемы с запчастями. Обладая неплохой динамикой и управляемостью, новая машина стала популярна и среди тех, кто находился вне закона.
От ВАЗ-2108 "девятку" выгодно отличало наличие четырех боковых дверей - это позволяло группе из пяти человек легко поместиться в автомобиле. В дальнейшем слава ВАЗ-2109 перешла к ВАЗ-21099, которая отличалась от своей предшественницы в большей степени кузовом.
2. Lincoln Town Car
С началом перестройки появились первые иномарки. Если в западной части страны речь шла о Mercedes, Volvo, то в восточных регионах больше преобладали Toyota и Nissan. Практически всегда эти машины пересекали границу нелегально. Еще больше ситуация изменилась в начале 90-х, когда в Россию хлынули подержанные авто на любой вкус. Ясно, что престиж российских машин резко упал. Представителям криминала больше пришлись по душе "американцы" - Pontiac Grand Am, Chrysler New Yorker, Cadillac Deville и Lincoln Town Car. Последние два особенно отличались своим огромными размерами и мощными моторами с большим расходом бензина. Впрочем, это мало кого беспокоило, ведь настоящие "бизнесмены" тех лет первые деньги должны были потратить на крутую машину.
3.Volvo 940
На американских автомобилях ездили в основном в Москве и Подмосковье, где присутствовали шоссе и проспекты. В Санкт-Петербурге, например, все было по-другому. Местные авторитеты предпочитали передвигаться на Volvo 940 и Saab 900. Оно и понятно - соседство со Швецией и Финляндией, откуда завозили эти машины, приносило свои плоды, да и питерские улочки явно не подходили для тяжелых и неповоротливых "американцев".
4. Jeep Grand Cherokee
Плохие дороги, проблемы с запчастями и отсутствие сервиса заставили "бизнесменов" из провинции обратить внимание на внедорожники. Grand Cherokee стал первым знаменитым "бандитским" джипом. Эта модель сочетала в себе высокую проходимость, управляемость и скорость. Впрочем, не везде делали ставку на Cherokee. В Сибири и на Урале с дорогами было еще хуже, поэтому "братки" предпочитали покупать Mitsubishi Pajero, Toyota LC80 и Nissan Terrano. Эти машины "убивались" с большим трудом.
5. Chevrolet Tahoe
Tahoe в пятидверной версии начали выпускать в 1995 году. На авто устанавливали бензиновые 5,7-литровые V8 (258 л.с.) и дизельные 6,5-литровые V8 (182 л.с.) моторы. Автомобиль отличался крупными габаритами и просторным салоном, в него помещалось до 9 человек. Из-за этого в криминальных разборках "американец" был просто незаменим. Tahoe можно увидеть в сериалах "Бригада" и "Бандитский Петербург".
6. Mercedes S 600
О "шестисотый" в кузове W140 мечтали все. Он был большим, тяжелым, невообразимо комфортабельным и очень дорогим. В год продавалось всего 500-1000 таких машин. "Слон" или "чемодан", как его еще называли, стоил в три раза дороже, чем, например, Jeep Grand Cherokee. Поэтому на "шестисотом" ездили лишь самые богатые авторитеты. Mercedes S 600 стал настоящим символом криминального мира в нашей стране в середине 90-х. Кстати, именно на нем ехали герои "Бригады", когда их машину взорвали.
7. BMW 525i
Еще один представитель немецкого автопрома. BMW 525 в кузове E34 отличался превосходным качеством сборки, динамичным внешним видом, а также мощными двигателями. Самым популярным в России стал 192-сильный мотор объемом 2,5 литра. Он позволял мгновенно скрыться с места преступления и уходить от полицейских погонь. При этом "бумер" был значительно дешевле того же "шестисотого". В комедии Алексея Балабанова "Жмурки" бандиты Саймон и Сергей весь фильм катаются на BMW 525i.
8. Mercedes Gelandewagen
Gelandewagen, который переводится как "автомобиль для бездорожья", разрабатывался для немецкой армии. Во второй половине 90-х он добрался и до России. Секрет успеха этой машины заключается в сочетании внушительной проходимости и неубиваемости с оригинальным дизайном. Стоит отметить, что на Gelandewagen в основном перемещалась охрана авторитетных лиц. Самих "новых русских" внедорожник не устраивал недостатком комфорта - там было тесно и шумно. Небольшие объемы выпуска "гелика" (7-8 тысяч ежегодно) увеличивали его престиж.
9. Toyota Land Cruiser 100
Внедорожник был представлен в 1997 году на международном токийском автосалоне, а в начале 1998 года стартовали его продажи. Августовский кризис должен был изменить ситуацию в преступном мире страны, но криминальных войн удалось избежать. Большую популярность в то время приобрел Land Cruiser 100. Многие "бизнесмены" пересаживались на него с Chevrolet Tahoe. Высочайшая надежность, а также внедорожные качества сделали "круизак" очень популярным в регионах.
10. BMW X5
Начало нового века ознаменовало настоящий бум на "паркетники" в нашей стране. BMW X5 дебютировал в 1999 году, но в России он стал популярен только через три-четыре года, когда из США начали завозить подержанные машины. X5 был рассчитан для поездок по легкому бездорожью, а сами создатели авто именовали эту машину кроссовером с повышенной проходимостью. Не слишком высокая цена и брутальный дизайн привели к тому, что BMW X5 не только составил конкуренцию Range Rover и Mercedes Gelandewagen, но и стал по-настоящему культовым автомобилем 2000-х. Отражением этой популярности стал фильм Петра Буслова "Бумер 2".